Аукционный дом MacDougall’s в Лондоне проводит предаукционную выставку русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Фаберже и икон. Сам аукцион пройдет 2 декабря, на торги будет выставлено 244 лота.
Основу нынешней коллекции составили полотна русской живописи XIX века, удивительные по разнообразию стилей и вместе с тем единые в красоте и простоте мира, увиденного глазами художников. Гордость коллекции – три картины Исаака Левитана, происходящие из крупного израильского частного собрания. Его владелица решилась расстаться с работами, купленными ее отцом, лишь в свой 95-й день рождения. Решение далось нелегко: в семейном альбоме, который велся с 1950-х годов, множество фотографий, где она и ее дети изображены на фоне этих работ. Картины, без преувеличения, стали частью их жизни.
В безупречном полотне «Половодье» (£250 000–300 000) художник обращается к дорогой ему теме «большой воды», достигая лишь ему присущего сочетания натурной естественности изображения незатейливого среднерусского пейзажа и поэтической проникновенности. В картине «Полянка» (£120 000–180 000) проявилась способность художника чувствовать дали и композиционно видеть натуру.
Противоположностью камерному стилю Левитана выступает еще один топ-лот торгов – грандиозное полотно Вильгельма Кoтарбинского «Римская Оргия» (£550 000–900 000). Этот живописец был одним из любимых художников Николая II, исключительно востребованным среди высшего общества предреволюционной России. Картина представляет собой авторский вариант самой известной исторической композиции Котарбинского, вошедшей в 1898 в первую коллекцию Государственного Русского музея. Ее можно считать эталонным произведением Котарбинского, включающим в себя все характерные для него приемы: разнообразие и игра фактур, мастерство в изображении предметов, театральность, художественная выразительность и совершенство передачи световых эффектов.
Заслуживает внимания полотно Федора Матвеева «Вид Римской Кампаньи» (£600 000–900 000), написанное на рубеже XVIII и XIX и примечательное тем, что его автор получил мировое признание как один из лучших европейских мастеров. Яркий и последовательный представителей русского классицизма, Матвеев большую часть жизни прожил в Италии, создав галерею великолепных видов, сочетающих умозрительные представления о совершенной натуре и подлинные впечатления от работы с ней.
Не менее своеобразна ранняя, но безупречная по замыслу и по исполнению работа Ивана Шишкина «Сосновый лес» (£400 000–600 000). Она обозначает переломный период в творчестве художника, открывая для него многолетнюю и чрезвычайно значимую тему хвойного леса, которая легла в основание всей русской пейзажной школы.
Настоящей находкой для коллекционеров станут многие весьма консервативно оцененные работы. Это и жемчужина Ивана Крамского «Натюрморт с цветами в вазе и визитной карточкой» (£40 000–60 000), и праздничный как фейерверк, натюрморт Александра Осмеркина «Букет цветов на красном фоне» (£150 000–200 000), и изысканная, неуловимая в своей прелести работа Константина Сомова «Созерцание заката» (£180 000–250 000).
Раздел декоративно-прикладного искусства представлен 82 лотами, среди которых есть произведения, давно ставшие коллекционными раритетами. В подборку входят редчайшие образцы ведущих фабрик и лучших мастеров искусства фарфора Натальи Данько, Сергея Чехонина, Александры Щекатихиной-Потоцкой, Владимира Городецкого, Елизаветы Розендорф и Ефима Гендельмана. Топовой организаторы называют группу работ скульптора Дулевской мануфактуры Нины Малышевой (лоты 203–205).