С зеленой лягушкой

4av7A_croper_ru (1)

В 1906 году известный историк искусства и эксперт Джордж Чарльз Уильямсон (George Charles Williamson, 1858–1942) приобрел особняк Бург-Хаус (Burgh House) в Хэмпстеде, престижном районе в окрестностях Лондона. Дом из красного кирпича был построен еще в начале XVIII столетия, когда Хэмпстед, славившийся своими минеральными источниками, считался едва ли не лучшим курортом Британии. В первой трети XIX века здесь, в пригороде британской столицы, жили знаменитый поэт-романтик Джон Китс и один из самых английских пейзажистов Джон Констебл, многократно запечатлевший эти живописные места в своих работах. С 1860-х годов, благодаря открытию железной дороги, связавшей лондонскую «деревню» с центром столицы, Хэмпстед превращается в фешенебельный район большого Лондона. В начале ХХ века сюда стремятся не только британцы, но и заезжие знаменитости. В 1912 году дом в Хэмпстеде приобрела великая русская балерина Анна Павлова. Еще раньше, в 1910 году, тут же, в поместье Кенвуд, обосновался великий князь Михаил Михайлович (кузен российского императора Александра III) со своей женой Софьей Николаевной, внучкой А. С. Пушкина.

Бург-хаус в наши дни практически не изменился

Бург-хаус в наши дни

Дж. Ч. Уильямсон прожил в Бург-Хаусе семнадцать лет, до 1924 года. За это время он не только успел нанять Гертруду Джекилл (Gertrude Jekyll), одного из лучших ландшафтных дизайнеров для перепланировки сада, но и всерьез увлекся историей Хэмпстеда. Ему, настоящему эрудиту-гуманитарию, было известно о том, что в 1774 году британский керамист Джозайя Веджвуд (Josiah Wedgwood) выполнил по заказу российской императрицы Екатерины II, пожалуй, самый необычный в истории керамического искусства столовый сервиз. Сиятельная заказчица пожелала увидеть на предметах одного ансамбля множество топографически точных и не повторяющихся видов Британии. Иными словами, предпринять путешествие к берегам Альбиона, не только не покидая пределов своих обширных владений, но и не выезжая из окрестностей Санкт-Петербурга.

Заказ был, несомненно, инспирирован «философскими письмами» Вольтера, которые определили отношение всей Европы к Британии как к оплоту просвещенности и либерализма. Большой фаянсовый сервиз (680 предметов входило в обеденный комплект и 264 — в десертный) стал своего рода путеводителем, иллюстрированным каталогом британских достопримечательностей. В него входили 1222 пейзажные композиции, пронумерованные (темно-коричневой краской на обороте каждого изделия) в соответствии с нумерацией в рукописном каталоге, включавшем названия всех видов. Последний был составлен для Екатерины партнером Веджвуда — Томасом Бентли (Thomas Bentley).

image001

Джордж Уильямсон в своей библиотеке в Бург-Хаусе. Рождественская открытка посланная им в 1907 г.

Художники веджвудовской живописной мастерской в Челси (где декорировались предметы сервиза) пользовались в основном опубликованными графическими источниками. Однако они отнюдь не стремились буквально воспроизводить гравюры или даже специально выполненные рисунки, имевшиеся в их распоряжении. Часто предпочтение отдавалось тем архитектурным или ландшафтным мотивам, которые находились на периферии исходных графических композиций и лишь теперь под кистью живописцев веджвудовской мастерской приобретали изначальное очарование и самобытность.

НБ-180900_3

Внутренний двор фабрики в поместье Эртрурия

Веджвуд называл свое необычное творение «Русским сервизом». Звучит парадоксально, но именно «Русский сервиз» смог стать для англичанина Дж. Ч. Уильямсона бесценным источником иконографических материалов по отечественной, британской истории, например сведений о том, как в XVIII столетии выглядел милый его сердцу Хэмпстед. Как истовый викторианец, Уильямсон, не колеблясь, связался с российским министерством Императорского двора и, получив разрешение на проведение изысканий, прибыл в Санкт-Петербург. Сервиз в начале ХХ века хранился в кладовой Английского дворца в Петергофе. Чтобы увидеть и изучить памятник, английскому исследователю потребовалась личная помощь обер-гофмаршала Императорского двора, графа Павла Бенкендорфа. Энергичный британец не только обнаружил неожиданно большое количество исторически значимых видов Хэмпстеда (двадцать пейзажных композиций), но и уникальный иконографический материал по истории огромного числа британских архитектурных и ландшафтных памятников.

Ã×-8502

Треугольный лоток с видом горы Святого Михаила, Корнуолл

Ã×-8502_1

Изыскания вылились в фундаментальную публикацию, вышедшую в 1909 году в Лондоне под названием: «Императорский русский обеденный сервиз: История знаменитого творения Джозайи Веджвуда» (The Imperial Russian Dinner Service: A Story of a Famous Work by Josiah Wedgwood). Фотографии, иллюстрирующие книгу, были выполнены по личному распоряжению императора Николая II. Исследования Уильямсона и выход в свет его книги не только способствовали тому, что уникальный ансамбль был достойно экспонирован в петергофском Английском дворце в соответствии с правилами и вкусом того времени, но и обеспечили веджвудовскому шедевру возможность вновь побывать на своей родине. Публикация Уильямсона была приурочена к выставке 1909 года в Лондоне, посвященной 150-летию с начала самостоятельной деятельности великого британского керамиста. И тогда во второй раз (впервые это произошло еще в 1774 году) часть сервиза была представлена в выставочном салоне фирмы Веджвуд, что вызвало заметный общественный резонанс.

Ã×-8472,8539_3

 

Ã×-8472,8539_4

Мороженица с видом Милтонского аббатства (Дорсет) и замка Ричмонд (Йоркшир) – общий вид и фрагменты.

 

В 1912 году стараниями архитектора Павла Марсеру и Сергея Тройницкого, будущего директора Государственного Эрмитажа, выставка изделий фирмы Веджвуд впервые открылась в России, в петербургской Императорской академии художеств. Экспозиция состояла из двух разделов: современной продукции и ретроспективного, что позволяло проследить преемственность в искусстве. Предметы из знаменитого веджвудовского сервиза стали центральными экспонатами ретроспективного отдела. Именно после этой выставки основная часть сервиза, находившаяся в Английском дворце, была передана в Императорский Эрмитаж.

Глубокая тарелка с видом замка Суонси, Уэльс

Глубокая тарелка с видом замка Суонси, Уэльс

Ã×-8605

Компотьера с видами Виндзорского замка

В это время сервиз уже не называли «русским». В императорских сервизных кладовых было слишком много «обрусевшего» фарфора и керамики европейского (саксонского, прусского, австрийского, французского) происхождения. С 1910 года за веджвудовским фаянсовым ансамблем закрепилось название «Сервиз с зеленой лягушкой». Необычный комплект английской керамики был заказан для необычного «английского» дворца Екатерины II. Треугольный дворец-замок, построенный архитектором Юрием Фельтеном в неоготическом стиле в 1774–1777 годах, располагался в болотистой местности у дороги, связывавшей Петербург с Царским Селом — летней резиденцией двора. Екатерина называла это место La Grenouillère (фр. «лягушачье болото»). С подачи императрицы забавная лягушка в гербовом щитке (изображенная на каждом изделии) стала эмблемой сервиза, заказанного для дворца, построенного на болоте. Под названием «Сервиз с зеленой лягушкой» этот выдающийся памятник британского искусства (а также яркое свидетельство интенсивности русско-британских культурных контактов) и вошел в коллекцию Императорского Эрмитажа, став признанным шедевром музейного собрания.

Лидия ЛЯХОВА.

Иллюстрации: Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотографы А.А. Пахомов, К.В. Синявский, С.В. Суетова

«Русский Меценат» / Russian Maecenas № 2/19, февраль 2015 г.