В 1906 году известный историк искусства и эксперт Джордж Чарльз Уильямсон (George Charles Williamson, 1858–1942) приобрел особняк Бург-Хаус (Burgh House) в Хэмпстеде, престижном районе в окрестностях Лондона. Дом из красного кирпича был построен еще в начале XVIII столетия, когда Хэмпстед, славившийся своими минеральными источниками, считался едва ли не лучшим курортом Британии. В первой трети XIX века здесь, в пригороде британской столицы, жили знаменитый поэт-романтик Джон Китс и один из самых английских пейзажистов Джон Констебл, многократно запечатлевший эти живописные места в своих работах. С 1860-х годов, благодаря открытию железной дороги, связавшей лондонскую «деревню» с центром столицы, Хэмпстед превращается в фешенебельный район большого Лондона. В начале ХХ века сюда стремятся не только британцы, но и заезжие знаменитости. В 1912 году дом в Хэмпстеде приобрела великая русская балерина Анна Павлова. Еще раньше, в 1910 году, тут же, в поместье Кенвуд, обосновался великий князь Михаил Михайлович (кузен российского императора Александра III) со своей женой Софьей Николаевной, внучкой А. С. Пушкина.
Дж. Ч. Уильямсон прожил в Бург-Хаусе семнадцать лет, до 1924 года. За это время он не только успел нанять Гертруду Джекилл (Gertrude Jekyll), одного из лучших ландшафтных дизайнеров для перепланировки сада, но и всерьез увлекся историей Хэмпстеда. Ему, настоящему эрудиту-гуманитарию, было известно о том, что в 1774 году британский керамист Джозайя Веджвуд (Josiah Wedgwood) выполнил по заказу российской императрицы Екатерины II, пожалуй, самый необычный в истории керамического искусства столовый сервиз. Сиятельная заказчица пожелала увидеть на предметах одного ансамбля множество топографически точных и не повторяющихся видов Британии. Иными словами, предпринять путешествие к берегам Альбиона, не только не покидая пределов своих обширных владений, но и не выезжая из окрестностей Санкт-Петербурга.
Заказ был, несомненно, инспирирован «философскими письмами» Вольтера, которые определили отношение всей Европы к Британии как к оплоту просвещенности и либерализма. Большой фаянсовый сервиз (680 предметов входило в обеденный комплект и 264 — в десертный) стал своего рода путеводителем, иллюстрированным каталогом британских достопримечательностей. В него входили 1222 пейзажные композиции, пронумерованные (темно-коричневой краской на обороте каждого изделия) в соответствии с нумерацией в рукописном каталоге, включавшем названия всех видов. Последний был составлен для Екатерины партнером Веджвуда — Томасом Бентли (Thomas Bentley).
Художники веджвудовской живописной мастерской в Челси (где декорировались предметы сервиза) пользовались в основном опубликованными графическими источниками. Однако они отнюдь не стремились буквально воспроизводить гравюры или даже специально выполненные рисунки, имевшиеся в их распоряжении. Часто предпочтение отдавалось тем архитектурным или ландшафтным мотивам, которые находились на периферии исходных графических композиций и лишь теперь под кистью живописцев веджвудовской мастерской приобретали изначальное очарование и самобытность.
Веджвуд называл свое необычное творение «Русским сервизом». Звучит парадоксально, но именно «Русский сервиз» смог стать для англичанина Дж. Ч. Уильямсона бесценным источником иконографических материалов по отечественной, британской истории, например сведений о том, как в XVIII столетии выглядел милый его сердцу Хэмпстед. Как истовый викторианец, Уильямсон, не колеблясь, связался с российским министерством Императорского двора и, получив разрешение на проведение изысканий, прибыл в Санкт-Петербург. Сервиз в начале ХХ века хранился в кладовой Английского дворца в Петергофе. Чтобы увидеть и изучить памятник, английскому исследователю потребовалась личная помощь обер-гофмаршала Императорского двора, графа Павла Бенкендорфа. Энергичный британец не только обнаружил неожиданно большое количество исторически значимых видов Хэмпстеда (двадцать пейзажных композиций), но и уникальный иконографический материал по истории огромного числа британских архитектурных и ландшафтных памятников.
Изыскания вылились в фундаментальную публикацию, вышедшую в 1909 году в Лондоне под названием: «Императорский русский обеденный сервиз: История знаменитого творения Джозайи Веджвуда» (The Imperial Russian Dinner Service: A Story of a Famous Work by Josiah Wedgwood). Фотографии, иллюстрирующие книгу, были выполнены по личному распоряжению императора Николая II. Исследования Уильямсона и выход в свет его книги не только способствовали тому, что уникальный ансамбль был достойно экспонирован в петергофском Английском дворце в соответствии с правилами и вкусом того времени, но и обеспечили веджвудовскому шедевру возможность вновь побывать на своей родине. Публикация Уильямсона была приурочена к выставке 1909 года в Лондоне, посвященной 150-летию с начала самостоятельной деятельности великого британского керамиста. И тогда во второй раз (впервые это произошло еще в 1774 году) часть сервиза была представлена в выставочном салоне фирмы Веджвуд, что вызвало заметный общественный резонанс.
В 1912 году стараниями архитектора Павла Марсеру и Сергея Тройницкого, будущего директора Государственного Эрмитажа, выставка изделий фирмы Веджвуд впервые открылась в России, в петербургской Императорской академии художеств. Экспозиция состояла из двух разделов: современной продукции и ретроспективного, что позволяло проследить преемственность в искусстве. Предметы из знаменитого веджвудовского сервиза стали центральными экспонатами ретроспективного отдела. Именно после этой выставки основная часть сервиза, находившаяся в Английском дворце, была передана в Императорский Эрмитаж.
В это время сервиз уже не называли «русским». В императорских сервизных кладовых было слишком много «обрусевшего» фарфора и керамики европейского (саксонского, прусского, австрийского, французского) происхождения. С 1910 года за веджвудовским фаянсовым ансамблем закрепилось название «Сервиз с зеленой лягушкой». Необычный комплект английской керамики был заказан для необычного «английского» дворца Екатерины II. Треугольный дворец-замок, построенный архитектором Юрием Фельтеном в неоготическом стиле в 1774–1777 годах, располагался в болотистой местности у дороги, связывавшей Петербург с Царским Селом — летней резиденцией двора. Екатерина называла это место La Grenouillère (фр. «лягушачье болото»). С подачи императрицы забавная лягушка в гербовом щитке (изображенная на каждом изделии) стала эмблемой сервиза, заказанного для дворца, построенного на болоте. Под названием «Сервиз с зеленой лягушкой» этот выдающийся памятник британского искусства (а также яркое свидетельство интенсивности русско-британских культурных контактов) и вошел в коллекцию Императорского Эрмитажа, став признанным шедевром музейного собрания.
Лидия ЛЯХОВА.
Иллюстрации: Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотографы А.А. Пахомов, К.В. Синявский, С.В. Суетова
«Русский Меценат» / Russian Maecenas № 2/19, февраль 2015 г.