Скелет в шкафу от Альтова

Санкт-Петербургский театр имени В.Ф. Комиссаржевской представляет 23, 24 марта премьеру спектакля «Скелет в шкафу» по пьесе Семена Альтова. В России нет человека, который Альтова не знает. Писатель-сатирик, автор-исполнитель поражает не только афористичными текстами, но и особым «мрачным» амплуа вкупе с фирменным голосом… Оказывается, в «смеховом» чемоданчике Альтова есть сценарии и даже пьесы. Накануне дня Театра комиссаржевцы представят спектакль по одной из них – «Скелет в шкафу».

Это забавный анекдот о типичной российской семье, где женщина – кормилец и добытчик, а мужчины, подобно героям русских сказок, строят волшебные замки, живут в режиме ожидания и мечтают о почете и богатстве. А жизнь проходит, скрипят скелеты в шкафу, и только юмор спасает от отчаяния. И, как говорит Семён Альтов, «помните: жизнь – это чудо! А жизнь в нашей стране – необыкновенное чудо!»

– О чем эта история? – переспрашивает Альтов. – Постановщик и актер, присваивая материал, имеет право на свой взгляд. Но мне кажется, это о нашей вечной вере в чудо, о том, что оно вот-вот произойдет. И, если можно – без труда: золотая рыбка, жемчужина, лотерея. Каждый человек что-то делает. Но есть ожидание того, что это деланье превратится в совершенное и прекрасное завтра (или на работе предложат какую-то должность, или что-то выиграет, или пойдет в лес и полная поляна грибов, или сосед-алкаш съедет, или правительство примет какой-то закон, понятный всем) – мы всё время в ожидании чуда.

Это моя первая и пока единственная постановка, не считая эстрадный спектакль Аркадия Райкина из миниатюр. Главное – поймать тональность и «не давить», а если у вас есть чувство юмора, есть воображение – должно быть смешно. Юмор требует сдержанности. А в театр народ ходит – в Комиссаржевку ходит, мы были в Москве – там тоже ходит, смотрит, интересуется. Жизнь сегодня очень тяжелая и сложная, каждый – с какими-то гирями в руках и голове: жить стали бы вроде бы лучше, но гораздо сложнее, потому что каждая вещь, которую ты приобретаешь – приобретает тебя. Но когда я смотрел здесь, в театре, комедию В. Красногорова «Сегодня или никогда», я видел, как люди в принципе хотят смеяться. Они так хотят, они умоляют – дайте посмеяться!

Когда у меня был пес, я учился у него правильному отношению к жизни. Я открывал глаз – а тут он: ты проснулся? – и заряжал меня на целый день. Вот так, наверное, и надо относиться к каждому дню – с раскрытым глазом, язык на боку, чтобы каждый день – как подарок. И чудо будет или даже не будет, но ты его ждешь, и само ожидание – уже замечательно. И в нашей истории это такое наивное, но ожидание чуда…