В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Из частной коллекции», на которой впервые в России представлено декоративно-прикладное искусство Японии второй половины XIX – начала XX века. Около 700 первоклассных произведений из керамики и металлов, изделий, декорированных эмалями и лаками, позволяют в полной мере оценить красоту и совершенство работы японских мастеров этого времени.
Открывая выставку, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту коллекцию одной из лучших в мире. Ее владелец бизнесмен Захар Смушкин скромно промолчал… Действительно, даже в самом Эрмитаже эпоха Мэйдзи («просвещенное правление» – девиз и посмертное имя императора Муцухито, проводившего курс на реформы и модернизацию всех сторон жизни Страны восходящего солнца, включая поддержку искусства) не представлена с такой полнотой.
В этом, разумеется, нет ничего зазорного для музея, просто у музея и коллекционера разные задачи, а подчас и финансовые возможности. Если первый хранит, исследует и показывает публике реликвии разных эпох, второй может сосредоточиться на однажды выбранном направлении и достичь в нем невероятных успехов. Зато, объединившись, они являют миру экспозицию, подобную той, что украсила зал и галереи эрмитажного Манежа. Как говорит сотрудник Эрмитажа, специалист по керамике Анна Егорова, с некоторыми подлинными шедеврами она была знакома по старым фотографиям в газетах и альбомах, и лишь теперь увидела их воочию. Это, прежде всего, знаменитые сацумские вазы и курильницы со сквозной и рельефной резьбой, с изящной и лаконичной росписью (провинция Сацума на острове Кюсю – один из ведущих центров японского гончарства с конца XVI века). Местные изделия из светлой керамической массы, покрытые полупрозрачной кремовой глазурью с тонкой сетью трещин, подкупают сдержанным благородством стиля.
Наиболее полно и красочно в экспозиции отражено искусство эмали. Все эти птицы, цветы, пейзажи на вазах чрезвычайно натуралистичны, цветовые переходы близки к совершенству, словно перед нами живопись. Техника изготовления изделий с эмалью была дорогой, требовала больших затрат сил и времени. Возможно, поэтому с окончанием эпохи Мэйдзи, японского «серебряного века», большинство мастерских этого профиля прекратили свою деятельность, выработанные годами и опытом навыки были утрачены. Тем ценнее образчики творчества эмальеров из коллекции Захара Смушкина.
Первым его внимание на изумительное изящество предметов эпохи Мейдзи обратил известный антиквар Юрий Абрамов, поделившийся в кулуарах выставки: «Я рассказал и показал, а он как человек, обладающий тонким художественным вкусом, воспринял их красоту. Самое замечательное в этих предметах то, что непонятно, как они сделаны, и, может быть, вследствие этого их невозможно подделать!».
Подбор предметов Смушкин вел системно, не без присущего коллекционерам азарта, который проявился, например, при поиске уникальных для японской металлической пластики золоченых ваз работы мастера Мицуминэ, не имеющих аналогов в других коллекциях. Вообще изделия из металла для него «номер один», они представлены работами лучших придворных мастеров. Это произведения из различных сплавов, декорированные в технике золотой и серебряной насечки и инкрустации, нередко покрытые патинами нескольких оттенков. Их тщательная обработка сравнима с парчовым ткачеством, тончайшие детали декора нужно разглядывать под лупой. Примечательно, что работы, выполненные для императора, в отличие от прочих, не снабжались клеймами.
Захар Смушкин собирал коллекцию в течение семи лет, решил представить ее на суд публики впервые, и сразу в Эрмитаже. На вопрос о том, как он почувствовал, что пора, виновник торжества ответил весьма доходчиво – мол, закончил собирать эту коллекцию, она полная, о чем свидетельствует четырехтомный каталог. Он сравнил этот момент с IPO: бизнес созрел настолько, что можно поделиться его результатами с обществом.
Компания Смушкина занимается строительством города-спутника «Южный» в Пушкинском районе. Он полагает, что в «Южном» можно было бы создать частный музей современного искусства и разместить в нем эту коллекцию, равно как коллекции других предпринимателей. Собиратель по-своему логично считает искусство эпохи Мейдзи современным, поскольку до сих пор никто в мире не мог создать ничего лучшего в этой сфере. Коллекция могла бы разместиться и в одном из зданий в центре города – пример музея Фаберже в Шуваловском дворце перед глазами. Впрочем, еще до перемещения в этот гипотетический музей коллекция после 4,5 месяцев экспонирования может в том же статусе эрмитажной выставки совершить гастроли по Европе, например, в Швейцарию, поскольку правительство Японии поддерживает выставки, пропагандирующие национальное искусство страны.
Многие посетители этой двухъярусной выставки (куратор Анна Савельева) испытали культурный шок от того, что в наше время поджатых губ и затянутых поясов на свет появляются сокровища такой художественной и материальной ценности. По сути, это ядро музея, который может стать еще одним украшением Петербурга. Осталось подыскать для него место.
Аркадий СОСНОВ
Фото автора