Совершенство по-японски. В Эрмитаже представили плоды просвещенного правления.

wp_20161111_16_27_42_pro

В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Из частной коллекции», на которой впервые в России представлено декоративно-прикладное искусство Японии второй половины XIX – начала XX века. Около 700 первоклассных произведений из керамики и металлов, изделий, декорированных эмалями и лаками, позволяют в полной мере оценить красоту и совершенство работы японских мастеров этого времени.

wp_20161111_16_10_01_pro

Открывая выставку, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту коллекцию одной из лучших в мире. Ее владелец бизнесмен Захар Смушкин скромно промолчал… Действительно, даже в самом Эрмитаже эпоха Мэйдзи («просвещенное правление» – девиз и посмертное имя императора Муцухито, проводившего курс на реформы и модернизацию всех сторон жизни Страны восходящего солнца, включая поддержку искусства) не представлена с такой полнотой.

wp_20161111_16_40_28_pro

В этом, разумеется, нет ничего зазорного для музея, просто у музея и коллекционера разные задачи, а подчас и финансовые возможности. Если первый хранит, исследует и показывает публике реликвии разных эпох, второй может сосредоточиться на однажды выбранном направлении и достичь в нем невероятных успехов. Зато, объединившись, они являют миру экспозицию, подобную той, что украсила зал и галереи эрмитажного Манежа. Как говорит сотрудник Эрмитажа, специалист по керамике Анна Егорова, с некоторыми подлинными шедеврами она была знакома по старым фотографиям в газетах и альбомах, и лишь теперь увидела их воочию. Это, прежде всего, знаменитые сацумские вазы и курильницы со сквозной и рельефной резьбой, с изящной и лаконичной росписью (провинция Сацума на острове Кюсю – один из ведущих центров японского гончарства с конца XVI века). Местные изделия из светлой керамической массы, покрытые полупрозрачной кремовой глазурью с тонкой сетью трещин, подкупают сдержанным благородством стиля.

wp_20161111_16_26_23_pro

Наиболее полно и красочно в экспозиции отражено искусство эмали. Все эти птицы, цветы, пейзажи на вазах чрезвычайно натуралистичны, цветовые переходы близки к совершенству, словно перед нами живопись. Техника изготовления изделий с эмалью была дорогой, требовала больших затрат сил и времени. Возможно, поэтому с окончанием эпохи Мэйдзи, японского «серебряного века», большинство мастерских этого профиля прекратили свою деятельность, выработанные годами и опытом навыки были утрачены. Тем ценнее образчики творчества эмальеров из коллекции Захара Смушкина.

Первым его внимание на изумительное изящество предметов эпохи Мейдзи обратил известный антиквар Юрий Абрамов, поделившийся в кулуарах выставки: «Я рассказал и показал, а он как человек, обладающий тонким художественным вкусом, воспринял их красоту. Самое замечательное в этих предметах то, что непонятно, как они сделаны, и, может быть, вследствие этого их невозможно подделать!».

wp_20161111_14_40_44_pro

Подбор предметов Смушкин вел системно, не без присущего коллекционерам азарта, который проявился, например, при поиске уникальных для японской металлической пластики золоченых ваз работы мастера Мицуминэ, не имеющих аналогов в других коллекциях. Вообще изделия из металла для него «номер один», они представлены работами лучших придворных мастеров. Это произведения из различных сплавов, декорированные в технике золотой и серебряной насечки и инкрустации, нередко покрытые патинами нескольких оттенков. Их тщательная обработка сравнима с парчовым ткачеством, тончайшие детали декора нужно разглядывать под лупой. Примечательно, что работы, выполненные для императора, в отличие от прочих, не снабжались клеймами.

Захар Смушкин собирал коллекцию в течение семи лет, решил представить ее на суд публики впервые, и сразу в Эрмитаже. На вопрос о том, как он почувствовал, что пора, виновник торжества ответил весьма доходчиво – мол, закончил собирать эту коллекцию, она полная, о чем свидетельствует четырехтомный каталог. Он сравнил этот момент с IPO: бизнес созрел настолько, что можно поделиться его результатами с обществом.

wp_20161111_14_39_37_pro

Компания Смушкина занимается строительством города-спутника «Южный» в Пушкинском районе. Он полагает, что в «Южном» можно было бы создать частный музей современного искусства и разместить в нем эту коллекцию, равно как коллекции других предпринимателей. Собиратель по-своему логично считает искусство эпохи Мейдзи современным, поскольку до сих пор никто в мире не мог создать ничего лучшего в этой сфере. Коллекция могла бы разместиться и в одном из зданий в центре города – пример музея Фаберже в Шуваловском дворце перед глазами. Впрочем, еще до перемещения в этот гипотетический музей коллекция после 4,5 месяцев экспонирования может в том же статусе эрмитажной выставки совершить гастроли по Европе, например, в Швейцарию, поскольку правительство Японии поддерживает выставки, пропагандирующие национальное искусство страны.

wp_20161111_14_39_08_pro

Многие посетители этой двухъярусной выставки (куратор Анна Савельева) испытали культурный шок от того, что в наше время поджатых губ и затянутых поясов на свет появляются сокровища такой художественной и материальной ценности. По сути, это ядро музея, который может стать еще одним украшением Петербурга. Осталось подыскать для него место.

Аркадий СОСНОВ
Фото автора