Создан первый российско-британский оркестр

Ян Латам-Кёниг. Фото: Пол Перски

Вдохновившись историей дружбы двух великих композиторов – российского Дмитрия Шостаковича и британского Бенджамина Бриттена, дирижер Ян Латам-Кёниг основал первый российско-британский оркестр. Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича (BSFO) объединил самых талантливых молодых музыкантов из России и Великобритании, которые отправятся в обширное гастрольное турне по двум странам в сентябре этого года.

BSFO – общественная инициатива, получившая поддержку ведущих консерваторий. Молодым музыкантам, только начинающим свою карьеру, представится уникальная возможность участия в совместном творческом проекте. Программа гастролей отражает взаимное уважение к обеим культурам: вместе с оркестром на гастроли отправятся выдающиеся солисты Илья Чирсков, Мирослав Култышев и Алексей Антонов, а также хор театра Новая Опера имени Е.В. Колобова.

Историческое знакомство Бриттена и Шостаковича уже приводило к неожиданным международным проектам, в рамках которых обе страны смогли не только наслаждаться творениями этих гигантов музыки, но и постигать культуру друг друга. Благодаря дружбе с Мстиславом Ростроповичем, Бриттену и Шостаковичу удалось преодолеть идеологические границы времен холодной войны. Продолжение последовало так же в не самые лучшие для отношений между обеими странами времена. Основателем BSFO стал британец Ян Латам-Кёниг, главный дирижер Новой Оперы имени Е.В. Колобова, в Москве. Он первый и единственный британский дирижер, стоящий во главе российской культурной организации.

– Увлечение российских композиторов английской литературой, в особенности Шекспиром, не ослабевало даже за железным занавесом. Прокофьев вдохновился на создание одного из своих самых популярных балетов «Ромео и Джульетты», а Шостакович написал непревзойдённую партитуру к легендарному фильму «Гамлет» Григория Козинцева. Я счастлив, что мы создали первый британо-российский оркестр в честь дружбы и вопреки обстоятельствам: языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самой малой из препон. Работа по высоким художественным стандартам с талантливыми музыкантами будет способствовать упрочению взаимоотношений в сфере культуры между нашими великими странами, – объясняет Ян Латам-Кёниг.

Мирослав Култышев

Для оркестра были отобраны 86 музыкантов из ведущих консерваторий и музыкальных учреждений в России и Великобритании. В его программе Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях Шостаковича и Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Будут исполняться и другие шедевры русской и английской музыки: «Взлетающий жаворонок» и «Фантазии на тему Томаса Таллиса» Воана-Уильямса, Сюита из балета «Ромео о Джульетта» Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.

Работа оркестра начнется в сентябре 2019 с недельной резиденции в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать под наставничеством профессиональных музыкантов из лучших оркестров и оперных театров. Затем BSFO выступит в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского, где проходили премьеры многих известных произведений Прокофьева и Шостаковича. В Москве и Санкт-Петербурге оркестр представит публике редко исполняемую симфоническую поэму Шостаковича «Казнь Степана Разина» с хором театра Новая Опера и басом Алексеем Антоновым. Концерты состоятся также в Бирмингеме, Бейзингстоке, Лидсе, Манчестере, Ноттингеме, Лондоне и Эдинбурге.

Участие в проекте бесплатное для музыкантов, он реализуется под патронатом принца Майкла Кентского и при поддержке Роснефти и BP. Орекстр был создан в рамках перекрестного Года музыки Великобритании и России– 2019.

Подробности: www.bsfo.org