Созвучны стихам Мандельштама

2-848x636Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО и Музей истории Армении подготовили экспозицию, посвященную 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.

На выставке «Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века», открывающейся в Санкт-Петербурге 8 сентября, представлены более восьмидесяти отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции Музея истории Армении в Ереване. Фотографии были сделаны в начале ХХ века в ходе археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии в городах Ани (замок и крепость V–VIII вв., с X–XIII вв. — крупнейший экономический и культурный центр, столица Армении) и Ван (первая столица Армянского царства, основанного династией Ервандидов в VI веке до н.э.). В состав экспедиций под руководством академика Николая Марра входили известные ученые и фотографы: архитектор Торос Тораманян, искусствовед и историк архимандрит Гарегин Овсепян, археологи и историки Смбат Тер-Аветисян, Ашхарбек Калантар, Ерванд Лалаян и фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.

1-848x594

Фотографии, запечатлевшие историко-архитектурные памятники Западной и Восточной Армении IV–XVII веков, – единственное свидетельство уникального культурного наследия, полностью или частично уничтоженного временем или в ходе драматических событий начала XX века. Замечательная идея соединить в едином художественном проекте прекрасные, наполненные историческим и художественным контекстом визуальные образы памятников армянской архитектуры и поэтические образы цикла стихотворений «Армения» Осипа Эмильевича Мандельштама принадлежит Анелке Григорян, много лет работавшей с этими материалами в Музее истории Армении.

3-848x637

 – «Окно в мир», открытое фотографией, стало для армянских фотографов, переживавших трагедию своей страны, магическим оружием для спасения ее образа от ужасов мира и реального времени. Фотография по сути своей соответствовала тонкой, скрупулезной документации. Выхваченное, оторванное от оригинала, от своего «начала», фотографическое изображение обладало неподвластным времени присутствием, становясь правдивым и верным свидетельством и одновременно памятью оригинала… Следуя духовному завету Хоренаци, армянского историка V века н.э.,  фотографы создавали «богоданный и богоугодный» образ страны, дух и красота которой озвучены гениальным словом Осипа Мандельштама, – отмечает директор Музея истории Армении Григор Григорян.

1052-848x696

 

Фотографии представлены зрителю в год 125-летия со дня рождения выдающегося русского поэта и завершает цикл мемориальных действий, посвященных памяти трагических событий в истории армянского народа. Проект реализован при поддержке Карена Мкртчяна, председателя «Армянского национального центра — Армения» (Санкт-Петербург).

Фото сверху вниз:
Ширакакван. Эчмиадзин. Церковь Св. Рипсиме, VII в. (О. Кюркчян, 1878 г.),
Южный вход церкви Св. Всеспасителя, X в. (Т. Тораманян, 1908 г.),
Ван. Урартская крепостная стена, IX–VIII вв. до н. э. (А. Вруйр, 1916 г.),
Ани. Кафедральный собор. 989–1001 гг., зодчий: Трдат. (Т. Тораманян, 1905 г.),

Источник: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО