Сто лет в кино

В Доме кино Союза кинематографистов открылась выставка «Владимир Егоров: сто лет в кино», организованная Музеем кино совместно с МГПХА имени С.Г. Строганова.

В фойе Большого зала представлены уникальные эскизы самых значительных работ из фильмографии Владимира Евгеньевича Егорова, среди которых «Портрет Дориана Грея» (Всеволод Мейерхольд, Михаил Доронин, 1915), «Крылья холопа» (Юрий Тарич, 1926), «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1926), «Тринадцать» (Михаил Ромм, 1936), «Мы из Кронштадта» (Ефим Дзиган, 1936).

Кроме того, в Малом зале Дома кино, в рамках кинолектория Музея кино, гости смогли увидеть два фильма, снятых по эскизам художника — «Барышня и хулиган» (Евгений Славинский, Владимир Маяковский, 1918) и «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1926).

Vystovka_Vladimira_Yegorova

– Владимир Евгеньевич Егоров живописно, в мельчайших подробностях делал раскадровки фильмов, – говорит ученый секретарь Музея кино Ирина Павлова. – Если просто склеить их в ленту, получится кино фантастической красоты и мощи. Ведь там каждый эскиз — шедевр, зачастую много интереснее возникших впоследствии фильмов. Эти эскизы поражают оригинальностью живописного мышления, пространственного, графико-архитектурного решения, далеко обогнавшего не только своё, но и наше время. В его работах присутствовала «широкоугольность» (еще до всякой мысли о широкоугольных объективах), не говоря уже о такой давно забытой вещи, как экспрессия рисунка. Иные фильмы должны были остаться в истории только потому, что Егоров рисовал для них свои потрясающие эскизы, хотя с ним работали такие мастера, как Мейерхольд, Протазанов, Барнет, Ромм, Пудовкин…

My_iz_Krondshtadta

С отличием окончив Рисовальную школу (Строгановское училище), Владимир Егоров первоначально работал как художник-монументалист: по приглашению Федора Шехтеля оформлял русские павильоны на Международной выставке в Глазго (1901), расписывал большую церковь в Иванове-Вознесенске, занимался иконостасом в Рыбинске. Но с 1905 года полностью переключился на работу в театре. В этом году Егоров познакомился со Станиславским и вместе с его студией уехал с гастролями в длительное турне по Европе. На свет появился великолепный театральный художник, непревзойдённым шедевром которого стал спектакль Московского художественного театра «Синяя птица» (1908). Он до сих пор (более 100 лет!) идёт в его декорациях.

1915 год стал переломным в судьбе художника. «Наконец, — пишет он, — я нашёл дело, или дело нашло меня: я узнал, что такое кино!» Новое молодое искусство настолько захватило Егорова, что сделалось его главным занятием до конца жизни. Именно за выдающиеся заслуги в кинематографе Егоров получил свои самые высокие награды и звания: госпремию, орден Трудового Красного Знамени и звание народного художника РСФСР. Учёный-рисовальщик стал «киношником», заложившим основы отечественного кинодекорационного искусства.

Kutuzov

Владимир Евгеньевич Егоров всегда был предан Строгановскому училищу и тесно с ним связан. Здесь в 1908 году он начал свою преподавательскую деятельность, а в 1912 году был зачислен на должность штатного преподавателя декоративной живописи и творческого рисования. С воссозданием училища в 1945 году почти до самой смерти, «считая большой ответственностью и честью, — пишет он, — я занят как преподаватель Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш.Строгановское)». Владимир Евгеньевич работал в новой Строгановке на кафедрах живописи, композиции и рисунка. Он вышел на пенсию по состоянию здоровья в звании профессора в мае 1959 года и с огромным сожалением покинул «наше дорогое училище, где я начал свою жизнь и где предполагал закончить дни».

В 1960 году Егоров умер в возрасте 82 лет. Всю жизнь страдая от эпилепсии, он иногда переживал по два-три тяжелых припадка в месяц. Тем не менее, его стойкость, мужество, талант и потрясающая работоспособность позволили ему достичь великих свершений в театре и в кино.

Bez_Viny_Vinovatye

– Сегодня, когда цифровые технологии превратили каждый кадр кинофильма в комбинированный, потребность в художнике возросла многократно. В этом смысле, мы с Музеем кино делаем великое дело, озвучивая имя гения отечественного кинематографа, выдающегося строгановца Владимира Егорова, – отмечает профессор МГПХА имени Строганова Людмила Мясникова.

Главным гостем выставки стал ученик Владимира Егорова Герман Вячеславович Черёмушкин. Он провел экскурсию по выставке, вспоминая множество историй о своем великом преподавателе, отмечая его великолепный смелый талант.

Kutuzov1