«Строгий юноша» в Эрмитаже

 

В Фойе Эрмитажного театра Государственного Эрмитажа открылась выставка «Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова». На экспозиции представлены костюмы известного петербургского дизайнера из коллекции, которую передала в дар Эрмитажу Екатерина Юрьевна Андреева, доктор философских наук, арт-критик, ведущий научный сотрудник отдела новых и новейших течений Государственного Русского музея.

Посетители увидели повседневные платья и вечерние наряды, а также костюмы, созданные Константином Гончаровым в 1990-е годы в Санкт-Петербурге для сцены и различных культурных проектов. Куратор выставки — Нина Ивановна Тарасова, хранитель коллекции костюмов, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Уроженец Ленинграда, Константин Владимирович Гончаров (1969–1998) получил профессиональное образование в техникуме легкой промышленности. В 1980-е годы работал в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова, где участвовал в воссоздании костюмов к балету «Баядерка» на музыку Л. Минкуса, выполнял эскизы к «Лебединому озеру» П. И. Чайковского и «Жизели» А. Адана. С 1988 года Гончаров становится участником выставок и проектов Новой Академии изящных искусств, основанной художником Тимуром Новиковым.
Фотографии костюмов 20-летнего модельера вошли в юбилейный альбом журнала Vogue
(On the Edge. Images from 100 Years of Vogue). К этому времени Константин Гончаров уже был стилистом легендарной группы «Кино». В течение нескольких последующих лет дизайнер был отмечен призами и премиями на различных фестивалях авангардного искусства.

Название выставки полностью соответствует характеру Константина Гончарова и стилю его произведений, считает Екатерина Андреева. Оно восходит к названию Галереи моды «Строгий юноша», которую Гончаров открыл летом 1994 года на Австрийской площади в Санкт-Петербурге. Модное ателье стало важной частью жизни петербургской богемы. Здесь заказывали себе одежду молодые художники, писатели, композиторы, рок-музыканты и актёры. В это время Гончаров создаёт не только эксклюзивные платья и пальто, но и произведения для театра и проектов современного искусства.

В свою очередь, Галерея была так названа по предложению Тимура Новикова в честь его любимого фильма Абрама Роома «Строгий юноша», снятого в 1935 году по одноименной пьесе Юрия Олеши и на долгое время запрещенного для показа в связи с «грубейшими отклонениями от стиля социалистического реализма». Оба, и Тимур Новиков, и Константин Гончаров были ближайшими друзьями Екатерины Андреевой. Но почему она, сотрудник Русского музея, решила передать 40 произведений Гончарова Эрмитажу?

– Ничего удивительного в этом нет, – пояснила Екатерина Юрьевна «Русскому Меценату». – Эрмитаж – мой первый и главный музей, здесь работает моя мать, некоторое время работал мой отец, античный отдел Эрмитажа и античная библиотека – это мой «детский сад». Второе обстоятельство состоит в том, что в Эрмитаже формируется Музей моды, и уже собрана большая коллекция работ дизайнеров прежних лет и современных. Мы показывали костюмы Гончарова и на выставках в Русском музее, но представить их в рамках Музея моды особенно важно. Тем более что Эрмитаж – музей-дворец, в нем гораздо лучше сохранились интерьеры, а костюмы Гончарова – это дворцовое искусство.

В 1995 году в Эрмитажном театре состоялась премьера балета Сергея Вихарева «Леда и Лебедь», костюмы для которого разработал Константин Гончаров. В 1996 году он получил приз «Лучший художник авангарда» на Первом Московском международном фестивале «Альбо-мода» за коллекцию костюмов «Золотой осел», созданную совместно с Алексеем Соколовым для проекта Passiones Luci. Тогда же Гончаров был удостоен петербургской премии «Мастер», которая вручалась в Александринском театре. В эти годы показы его коллекций проходят в России, Германии, Бельгии. Творчество Гончарова набирало обороты, когда его жизнь резко оборвалась.

Представленные на выставке костюмы существенно дополняют наши знания о петербургской моде, об искусстве неоакадемизма и о мировых тенденциях моды 1990-х годов. Возникший в то время ретро-футуризм оказал влияние как на театр и кинематограф, так и на современную культуру в целом. Однако ближе всего костюмы Гончарова образам Петербурга и его сердца — Эрмитажа. Отсюда их свойство быть не просто одеждой, а мифологической фигурой, плотью от плоти скульптур и картин; их родство архитектонике эрмитажных залов и панорамам Дворцовой набережной. Когда в 1991 году Ленинград вернул себе историческое имя, именно молодые люди в нарядах Гончарова олицетворяли современный Петербург.

Как рассказала Екатерина Андреева, в 1995 году, завершив работу над костюмами к «Золотому ослу», Константин Гончаров мечтал показать их именно в фойе Эрмитажного театра. Спустя почти 30 лет, в Международный День театра, мечта художника сбылась.

На снимках: Е.Ю. Андреева на открытии выставки.
Произведения «Строгого юноши» К.В. Гончарова

Использованы материалы пресс-службы Государственного Эрмитажа

Знакомство с выставкой входит в программу XIX Дня Мецената, который состоится в Государственном Эрмитаже 13.04. 2024 г.