Программа альманаха «Русский Меценат» в последний день XVI Санкт-Петербургского книжного салона включала в себя не только представление книги очерков «Дюжина недюжинных» Аркадия Соснова и поэтического сборника «Тень музыки» Николая Кузнецова, но и круглый стол «Творческий потенциал людей с особыми возможностями». Это не первое наше обращение к социальной проблематике в рамках книжного салона – миссия альманаха социального партнерства к тому обязывает.
В данном случае, веским поводом к разговору послужил выход в свет под эгидой Форума общественности «Сочинский диалог» и при содействии нашего альманаха дебютной книги Николая Кузнецова. Способности молодого слепоглухого поэта раскрылись в полной мере благодаря кохлеарной имплантации, вернувшей ему слух. Значение медицинских технологий от австрийской семейной компании MED-EL, позволяющих жить и творить, отмечали первый президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», ныне замглавы Россотрудничества Дмитрий Поликанов и директор «Сочинского диалога» Мария Матвеева в своих видео-выступлениях. Российский партнер компании по социальным проектам Наталья Конюшенко говорила об этом как на примере Николая, который заканчивает магистратуру юридического факультета Санкт-Петербургского университета и готовится к аспирантским экзаменам, так и применительно к сотням тысяч людей по всему миру, вернувшихся в мир звуков. Только вот результаты уже хорошо освоенной медиками операции должны подкрепляться грамотной кропотливой реабилитацией и мерами социальной поддержки, на чем настаивала кандидат медицинских наук, заведующая отделом диагностики и реабилитации нарушений слуха в Санкт-Петербургском НИИ ЛОР Серафима Сугарова.
Поэзия – всегда таинство, и Николай Кузнецов прекрасным русским языком, которому не грех бы поучиться у него многим так наз. «нормальным людям», рассказал, как по-разному рождаются стихи: иногда, по Ахматовой, из житейского «сора», иногда их источником служит музыка.
Искусство не только окрыляет, но и лечит. Богатым опытом современной арт-терапии поделились доктор педагогических наук, руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, член Союза художников РФ Борис Столяров и заведующая отделом межмузейных коммуникаций ГРМ Ольга Гончарова. Характерно, что поначалу к этим методикам ревниво относились медики, полагая, что музейные работники, не обладая специальной квалификацией, «вторгаются» на их территорию. Но знакомство с практикой арт-терапии, а главное, результаты работы с многочисленными подопечными Центра, убедили недавних оппонентов в том, что и музейщики свято чтут принцип « не навреди».
А вот руководитель арт-студии благотворительной общественной организации «Перспективы» Александр Иванов принципиально отметил, что отнюдь не рассматривает студийцев (нередко с тяжелыми физическими и ментальными нарушениями) как пациентов, они – самобытные творцы, представляющие, как правило, абстрактное направление изобразительного искусства. Ценность его подтверждена выставками в России и за рубежом. Поэтому задача состоит в том, чтобы помочь таким художникам самореализоваться. Некоторые из них в порыве вдохновения покрывают краской не только холст или бумагу, но и одежду кураторов. И в этой ситуации единственный способ сохранить целостность шедевра – сфотографировать его.
Многолетний руководитель музыкального ансамбля Центра «Антон тут рядом» Алексей Плюснин поведал о механизмах настройки молодых людей с аутизмом на коллективное творчество. Ансамбль с успехом выступал на сцене Эрмитажного театра в День Мецената и на других престижных площадках, демонстрируя редкую слаженность. Алексей поделился секретами управления столь разными, подчас глубоко погруженными в свой внутренний мир индивидуальностями, и как физик по базовому образованию описал кривой Гаусса распределение различных девиаций поведения. Резюме: если исходить из того, что «иначе» не значит «неправильно», все встает на свои места.
В завершение разговора, навеянного выходом книги «Тень музыки», слово попросила Станислава Малаховская, правнучка знаменитого художника Натана Альтмана, пошедшая по его стопам. Она поделилась ощущениями от сотворчества с необычным ребенком, Егором Слепых, который тяготеет к литературному сочинительству, придумал сказочного героя по имени Цукацик, но в силу тяжелого недуга (ДЦП) способен лишь нажимать одним пальцем на клавиатуру компьютера. Родители помогли сыну выпустить книжку о Цукацике, а Станислава сделала для нее яркие, в унисон с мироощущением Егора, иллюстрации. Что ж, поневоле вспоминаются строчки Льва Озерова: «Талантам надо помогать, / Бездарности пробьются сами».
Помогают входящему в жизнь поколению и двое героев книги Аркадия Соснова о незаурядных петербуржцах «Дюжина недюжинных» – заслуженный артист РФ, руководитель курса РГИСИ и практически безразмерной детской студии «Театр-класс» Сергей Бызгу и лидер «Гутцайт групп», известный ресторатор, учредитель Школы Горчакова по образу Пушкинского лицея Сергей Гутцайт. Они из породы людей, которые могли бы сказать «Вас много, а я один», но не уничижительно или с апломбом, как это принято, а с чувством повышенной ответственности. Так Сергей Бызгу отвечает за своих многочисленных учеников – студентов и школьников из театральной студии, трудно расстается с ними, потому что в каждого вложил изрядную долю личного времени, нервов, сил, таланта. Сергей рассказал, что при содействии безвременно ушедшего из жизни театрального деятеля Рудольфа Фурманова получил арт-пространство для «Театр-класса» – значит, теперь стало полегче.
Так и Сергей Гутцайт не жалеет сил и средств на гармоничное развитие своего образовательного проекта – Школы Горчакова, из новостей – открывает в ней начальные классы, ищет оптимальную экономическую модель жизнедеятельности учебного заведения. Конечно, одному тяжело нести такую ношу, компенсацией (нематериальной) может служить благодарность выпускников, которые уверенно смотрят в будущее. Один из них, пришедший на представление книги Анатолий Рытов читал свои стихи. Юноша намерен поступить в Университет, видит себя в сфере искусств и филологии, а на вопрос о самых памятных впечатлениях за годы учебы в Школе ответил: «Поездки в Италию и Китай». Тем временем Сергей Гутцайт изыскивает новые способы помощи талантам: организовал коммуну (кибуц) в Гатчинском районе Ленинградской области, и она уже начинает служить подспорьем в работе Школы.
Согласитесь, не каждый день удается собрать на одной площадке такое количество интересных спикеров. Тем обиднее, что, вопреки нашим неоднократным напоминаниям, организаторы Салона так и не разместили на его официальном сайте информацию о социально значимом круглом столе (ограничившись анонсом представления книги «Дюжина недюжинных»). И все равно Красный зал Главного штаба Эрмитажа, где проходила наша программа, был полон, а проходившие через него посетители Салона останавливались и «зависали», слушая выступления участников.
Более подробное изложение материалов круглого стола выложим на сайте «Русского Мецената», а разговор на затронутые темы безусловно продолжим на разных площадках.
Фото: Тимур ТУРГУНОВ