Театр, открывшийся в блокаду

Тамара Абросимова

К 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады ТД Пассаж и Театр имени В. Ф. Комиссаржевской подготовили выставку, посвященную работе Городского (Блокадного) театра в Ленинграде. Экспозиция включает фотографии спектаклей военных лет, документы и вырезки газетных статей и другие свидетельства того страшного времени. Выставка разместилась в центральной галерее Пассажа. В центральной галерее (под мостиком) артисты театра Комиссаржевской показали фрагменты репертуарного спектакля «Я вернулся в мой город», посвященные снятию блокады Ленинграда. В нем приняли участие народные артисты России Тамара Абросимова и Георгий Корольчук, заслуженная артистка России Валентина Панина, артисты Светлана Слижикова, Александр Анисимов, Богдан Гудыменко, Алексей Корольчук.

Александр Анисимов

Пассаж и Театр имени В. Ф. Комиссаржевской неразрывно связаны не только зданием, но и общей историей. Именно здесь обрел свой дом Городской (Блокадный) театр, выросший из передач «Театра у микрофона». В центральной «Правде» из номера номер печатались отрывки новой пьесы К. Симонова «Русские люди». Группа работников Ленинградского радио берет на себя инициативу создания радиоспектакля по этой пьесе. Посыпались письма с просьбой повторить его, и вскоре спектакль перенесли на сцену.

В начале мая Борис Загурский, начальник Управления по делам искусств, поручил Акиму Барскому создать театр из актеров радиокомитета, читавших на радио стихи, пьесы и даже целые спектакли. В первых числах сентября 1942 года произошло организационное совещание в Управлении по делам искусств, а 14 сентября 1942 года был издан Приказ № 230 Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета об откомандировании творческих работников во вновь организуемый театр. Открытие театра в осажденном Ленинграде 18 октября 1942 года стало беспрецедентным событием в истории мирового искусства. Зрители почти сразу окрестили его Блокадным. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии.

Георгий и Алексей Корольчуки

Наряду со спектаклями о войне, в театре шли комедии и даже полноценные оперные и балетные постановки. Свидетельство того времени оставила осветитель Блокадного театра Тамара Чистякова: «Мы репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод. Дружные были люди. Если кто терял карточку, помогали. Работали и не думали о смерти. <…> Декорации строили легкие, задники писались на материале, колонны легкие, досок было мало. Но декорации были очень красивые».

Спектакль «Русские люди» прошел в осажденном Ленинграде 60 раз, его посмотрели свыше 56 тысяч зрителей. А ведь быть зрителем в тех нечеловеческих условиях тоже было равносильно подвигу. Блокадный театр укреплял в ленинградцах силу духа, помогал выжить и стал одним из символов непобедимости родного города. И саму труппу сплотили годы страшных испытаний. Поэтому когда летом – после освобождения города – в Ленинград начали возвращаться эвакуированные коллективы, Блокадный театр решили не расформировывать. Осенью 1944 года театр получил новое название – Ленинградский Драматический – и новую сцену. Ею стал театральный зал Пассажа…

Виктор Новиков

– Спектакли, поставленные на сцене под бомбежками и артобстрелами, доказали, что музы не молчат и в те дни, когда говорят пушки. Именно поэтому, несмотря на многочисленные переименования — Ленинградский театр, театр имени Комиссаржевской, — в памяти петербуржцев этот театр навсегда останется Блокадным, — подчеркивает художественный руководитель Комиссаржевки Виктор Новиков.