Санкт-Петербургский Театр имени В.Ф. Комиссаржевской открывает новый год премьерой: 16, 17, 22 и 23 января зрители увидят спектакль «Дуэль» по повести А.П. Чехова (инсценировка, постановка и музыкальное оформление главного режиссера театра Леонида Алимова).
Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 г. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 г. он писал А. С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увёз от порядочного человека жену и пишет об этом своё мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности «несходства убеждений», о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке».
Но основательно приступить к написанию повести Чехов смог лишь в конце 1890 г., сразу по возвращении в Москву с острова Сахалин. И эта историческая деталь очень важна, так как поездка на Сахалин разделила творчество и жизнь Чехова на две части. Она стала гражданским подвигом писателя, с учетом его больных легких. Основной задачей, которую себе поставил Чехов, стала перепись населения острова. Благодаря этому Антон Павлович смог посетить все тюремные камеры и лично поговорить с каждым каторжным. Изучал он и местных чиновников, а также состояние больниц, виды принудительного труда и наказаний. В следующем, 1891-м Чехов создал два текста— «Остров Сахалин» и «Дуэль».
– Для меня абсолютно очевидно, что с этого момента, за 13 лет до смерти начинается новый Чехов, – рассказывает Леонид Алимов. – Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6»… Это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами, мыслей между слов. Между строк.
Я глубоко убежден, что эта история – о вере с большой буквы. Это его символ веры. Недаром он написал эту вещь, возвратясь из ада – с острова Сахалин – забытой богом территории, куда ссылались самые опасные преступники и жили отрезанные от империи и какой-либо большой земли люди. Вера как чудо. Именно поэтому (и со мной согласны мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю про дьякона Победова, о котором меньше всего можно подумать, что он – главный герой. Думаю, что именно он – alter ego Чехова. Через этого героя автор транслирует свои мысли. И все притчи, которые рассказывает молодой, смешливый, не очень образованный, из нищей семьи дьякон – об этом. Вера – не от больших знаний, а от большого сердца. Он, может быть, и не знает каких-то богословских постулатов. Но точно знает, верует, и это просто является его существом: убивать нельзя. И только эта безусловная, непоколебимая вера юного дьяка спасает многих…
Конечно, этой «Дуэли» вряд ли удастся избежать сравнений с фильмом И.Хейфеца «Плохой хороший человек», с актерской «дуэлью» Олега Даля и Владимира Высоцкого. Но существует и живая связь между фильмом и спектаклем – актер Георгий Корольчук, сыгравший в фильме дьякона, будет занят и в новой постановке.
«Дуэль» – мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. В этом нескончаемом поединке всех со всеми и каждого с собой далеко не сразу открываются глубинные смыслы. Любовная это история или про несложившуюся мужскую дружбу – решать придется зрителю.
Р.S. Из-за болезни артиста премьерные показы переносятся на 21, 22, 23 января