«Три философа» продолжат спор в Ораниенбауме

картина

Завтра в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум состоится торжественная передача в дар Государственному музею-заповеднику «Петергоф» картины «Три философа». Генуэзский художник Бернардо Строцци (Strozzi, Bernardo, 1581–1644) работал над ее созданием в 1630-1640-е гг. Полотно, приобретенное благотворителем В.В. Кондратенко,  представляет большую историческую и художественную ценность и займёт достойное место в кабинете великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III)  в музее «Картинный дом» Ораниенбаума.

Сюжет картины – диспут философов, изображенных с характерными атрибутами: земным глобусом, армиллярной сферой, книжным переплетом, письменными принадлежностями. Темы соотношения точных и гуманитарных наук, дискуссий между учеными (гуманистами и теологами) были чрезвычайно популярны в западноевропейской живописи XVII века. Картину отличают присущие полотнам Строцци изысканный и насыщенный колорит, свободная, тонкая манера письма, искусная работа со светом, а также особое внимание жестам изображаемых персонажей.

В середине XVIII века произведения художника имели высокую оценку на картинном рынке Европы и России и большой спрос среди коллекционеров живописи. Картины Строцци украшали императорскую картинную галерею в Зимнем дворце, были представлены в Императорской Академии художеств, а также в частных собраниях графа П.Б. Шереметева, графа А.П. Шувалова, академика Якоба Штелина, который занимался формированием живописной коллекции великого князя Петра Федоровича, известного знатока и тонкого ценителя живописи.

Ныне полотна Строцци хранятся в Национальной галерее и Британской королевской коллекции в Лондоне, Музее истории искусств в Вене, Музее Бойманс-ван Бенинген в Роттердаме. В российских собраниях  творчество этого последователя Караваджо представлено  значительно скромнее (Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени А.С. Пушкина), что лишь подчеркивает музейную ценность  «Трех философов».

По материалам пресс-службы ГМЗ «Петергоф»