«Учись по клеточкам, живи в полосочку»

Международная неделя осведомленности о дислексии пройдет в Государственном Эрмитаже с 5 по 12 октября 2019 года. На пресс-конференции в ТАСС-Северо-Запад в формате телемоста Санкт-Петербург – Москва выступили организаторы и участники события.

Об открытии интерактивного пространства в Главном штабе, где развернутся основные события недели, рассказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он отметил, что в Главном штабе уже действуют разные проекты, ориентированные на людей с особенностями восприятия мира, включая новый проект «Музей 15/24», в котором в рамках программы «Социальная инклюзия» проходят занятия для профессионалов, работающих с молодыми людьми с особенностями психического развития, трудностями в обучении и расстройством аутистического спектра:
– Все проекты, связанные с особыми направлениями, неожиданно вскрывающимися отличиями людей, позволяют нам найти новые способы общения музея с необычной аудиторией.


О поддержке людей с дислексией и другими трудностями обучения говорила заслуженный деятель науки РФ, попечитель Ассоциации родителей и детей с дислексией Татьяна Черниговская:
– Хороший учитель знает, что нет ни одного класса, в котором бы не было определенного количества детей с дислексией. Если на таких детей повесить ярлык, что они лентяи, глупые, то на этом пути мы пропустим энное количество Леонардо, Эйнштейнов и Моцартов.

Эти заявления Михаила Пиотровского и Татьяны Черниговской – своеобразная прелюдия к их публичной дискуссии 5 октября в Главном штабе о проблемах современного образования.

В диалог с петербургскими спикерами вступили московские. О задачах Ассоциации родителей и детей с дислексией рассказала ее основатель и учредитель Мария Пиотровская. Миссия Ассоциации – дать детям с дислексией и другими трудностями обучения возможность получить качественное фундаментальное образование и реализовать свой потенциал. Во многом это зависит от педагогов, для них разработан 72-часовой онлайн курс повышения квалификации, создается единая методика диагностики детей, имеющих подобные трудности при сохранном интеллекте. Необходимо развернуть просветительскую деятельность, объясняя особенности детей, которые, по словам Татьяны Черниговской, могут выигрывать международные олимпиады, но получать двойки за школьный диктант.

Между тем, по данным инициированного Ассоциацией опроса, 63% респондентов ничего не знают о дислексии, дисграфии и других трудностях обучения, о том, что это не психическое отклонение, а распространенное у детей отставание от их возрастной группы в формировании отдельных навыков (чтения, письма, счетных операций). Более того, об этом не знают 22% опрошенных из целевой группы специалистов.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина признала, что долгое время эта проблематика у нас замалчивалась, но теперь министерство принимает активные меры к тому, чтобы донести ее до педагогов и родителей, транслирует в регионы свою позицию: нельзя всех детей оценивать по единой схеме.

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева рассказала о создании образовательного центра «Союзмультклуб», в деятельности которого учитываются современные тренды – предпочтение аудиовизуальному восприятию информации; передача знания детям, плохо знающим русский язык, средствами анимации; актуализация темы особенных детей и необходимости толерантного отношения к ним. В частности, запускается в производство сериал «Зебра в клеточку» о детях, не таких, как все. Серия мультяшных фильмов и спектаклей студии будет показана в интерактивном пространстве Эрмитажа.

На пресс-конференции звучали имена бизнесменов Илона Маска, Стива Джобса, Ричарда Брэнсона, известных актеров и художников, которые в детстве отличались особенностями обучения и восприятия мира, что не помешало (а может быть, и помогло) им стать всемирно знаменитыми. Как заключила Мария Пиотровская, детям с дислексией, дисграфией, дискалькуляцией и другими отличиями нужна в первую очередь поддержка семьи, чтобы родители вникали в их проблемы и не видели в них обделенных, чтобы сами дети не считали себя хуже других, смело «учились по клеточкам и жили в полосочку».

Фото: Светлана РАГИНА (Государственный Эрмитаж)