Уроки абазинского

В Карачаево-Черкесской республике при поддержке альманаха «Русский Меценат» состоялся круглый стол по сохранению языка, культуры, традиций коренных малочисленных народов.

…Это было маленькое чудо. Научный руководитель Института лингвистических исследований РАН академик РАН Николай Казанский, который еще вчера декламировал Вергилия на мастер-классе для преподавателей латыни со всей страны в МГУ, перешагнул порог народного музея в ауле Эльбурган Абазинского района Карачаево-Черкесской республики. Академик с живейшим интересом рассматривал предметы быта абазин, которые добрых полвека собирает создатель музея, школьный учитель Мухамед Туков. Столичный гость уточнял абазинские названия упряжи волов, каменных веретен, глиняных горшков, инструментов для молотьбы и очистки зерна, выделки кожи – эти крупицы языка необходимо сохранить для следующих поколений, как и сами раритеты! Особое его внимание привлекли изображения на бронзовом кувшине, подаренном музею внучкой местного долгожителя. Они напоминают пиктограммы на предметах из Майкопского кургана, исследование которых позволило советскому лингвисту Георгию Турчанинову сделать вывод, что у древних ашуйцев – предков современных абазин еще в III тысячелетии до н.э. была письменность. Его книга «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа» на почетном месте в музее. Казанский еще будучи аспирантом познакомился с Турчаниновым, тем символичнее была их встреча в канун круглого стола, посвященного опыту сохранения языка и культуры абазинского народа.


Мы представили этот опыт в предыдущем номере альманаха («Сберегая свой народ», «Русский Меценат № 28, ноябрь 2018 г.), рассказывали и о создании виртуальной версии музея в Эльбургане, и о ежегодном культурно-спортивном фестивале народа абаза, и о других проектах Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара». Отрадно было убедиться, что они развиваются. В частности, музей в Эльбургане получит собственные апартаменты в престижном месте – рядом с новым зданием администрации аула, также построенным при поддержке «Алашары», обусловленной участием сельчан.

Пока что музей расположен в одном из кабинетов средней школы; ее директор Фатима Шаева рассказала гостям, что абазинский язык в абазинском же ауле преподается как предмет 3 часа в неделю, немного добавляют за счет кружковых занятий. А были времена, когда обучение в начальных классах велось на абазинском, что служило заделом на всю оставшуюся жизнь. Педагоги опасаются, как бы с введением в школьную программу второго иностранного языка еще час от родного не отрезали. Допустить этого нельзя, согласился Николай Казанский, каждый национальный язык на территории России – наше общее достояние. А что можно сделать здесь и сейчас – создать параллельную версию школьного сайта на абазинском языке, размещать на нем комментарии, сочинения учеников. Это было бы примером и для других школ в 13 абазинских аулах. Абазинский язык не умирает, констатировал он, но нужно выпустить абазино-русский разговорник, постоянно обновлять линейку школьных учебников для разных классов и, конечно, методические пособия для педагогов.

Вопрос в том, где этих педагогов взять. Как отметил еще один участник разговора – проректор по научной работе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева профессор Сергей Пазов, приток абазинских ребят на отделение национальных языков и литератур Института филологии слабоват, даже несмотря на то, что «Алашара» выделила стипендии для молодых людей, идущих на языковые специальности. и гранты для молодых кандидатов наук, защитивших диссертации по абазинской тематике. Прием на бюджетные места в университетскую аспирантуру сократился в 10 раз, с 41 в начале 2000-х до 4, и далеко не факт, что в этой четверке окажется филолог. Планом на ближайшие годы защиты кандидатских диссертаций по абазинскому языку не предусмотрены.

Надежды абазинского сообщества на сотрудничество с ИЛИ РАН как раз и связаны с тем, чтобы направлять на стажировку и в аспирантуру выходцев из Карачаево-Черкессии, при условии, что «Алашара» возьмет на себя расходы по их проживанию в Санкт-Петербурге. Потому с помощью «Русского Мецената» и пригласили маститого лингвиста в республику, и погружение его в «страну абаза» начали с музея истории абазин.

Николай Казанский заверил, что рад будет встретить тех, кто «готов пострадать за абазинский язык», заниматься просвещением своего народа. Есть у него и свой интерес: понемногу возродить кавказоведение в Санкт-Петербурге. Это возможно, если посланцы республики в дополнение к обучению будут проводить занятия с сотрудниками института как носители языка – информанты. Предчувствуя, что потенциальных аспирантов отыщется немного, он предложил продумать возможность краткосрочных стажировок на базе института, причем не только для студентов и молодых ученых, но и для учителей школ из КЧР.

Разговор в Эльбургане за чашкой чая с традиционным абазинским угощением стал репетицией круглого стола «Создание базовой модели сохранения языка, культуры, традиций коренных малочисленных народов», состоявшегося на следующий день в Черкесске. Конечно, он был гораздо более представительным, но суть не изменилась.

Модель, востребованную в нашей многонациональной стране, предлагается формировать на основе опыта сохранения языка и культуры абазин. Что для нее характерно? Поддержка государства (даже если не брать в расчет неоднозначные поправки в Федеральный закон «Об образовании»): прошлый год был объявлен в Карачаево-Черкессии годом языка ее народов, как отметила заместитель министра образования КЧР Фатима Бекижева, ежегодно правительство республики выделяет более 3 млн рублей на издание учебников. Вовлеченность в проблематику сохранения родных языков университета, к примеру, проведение на его базе фестивалей родного языка и литературы. Огромный вклад «Алашары» и других общественных организаций. Подвижничество президента «Алашары», ученого, предпринимателя и мецената Муссы Экзекова. Новую его книгу «Политика защиты прав коренных малочисленных народов России на Северном Кавказе» представила на заседании старший научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Емельянова. Найдено сочетание факторов, делающих эту модель жизнеспособной и применимой для других малочисленных народов, а их в России, только по официальным данным, 47.

В числе шагов по совершенствованию модели, предложенных Николаем Казанским, – создание национального корпуса абазинского языка с грамматической разметкой, систематизация и сохранение словарного запаса, включая названия выходящих из обихода предметов (может быть, путем подготовки абазинской энциклопедии), подъем уровня филологического образования, воспитание научных кадров для абазинского языкознания.

Между тем «кадры» – около 15 потенциальных стажеров терпеливо ждали окончания круглого стола, чтобы поговорить с мэтром персонально. И каждому он уделил достаточно времени. Так, выпускник КЧГУ Руслан Клычев обучение в аспирантуре закончил, но диссертацию по именам числительным в абазинском языке не защитил, о чем сейчас жалеет, и продолжает заниматься научной работой самостоятельно. Академик считает это направление перспективным: наметился прогресс в изучении русских и индоевропейских числительных, издается литература на эту тему, которую можно проштудировать в БАН. Стажировка в ИЛИ РАН позволит Руслану вписать свои исследования в общемировой академический контекст. Мусса Экзеков обещал, что «Алашара» поддержит научные амбиции этих молодых людей.

Рамки сотрудничества предполагается очертить в трехстороннем соглашении между КЧГУ, «Алашарой» и ИЛИ РАН. Материалы круглого стола будут направлены в Министерство просвещения и Федеральное агентство по делам национальностей – учредителям Фонда сохранения и изучения родных языков народов России, созданного Указом Президента РФ в конце прошлого года…

В ходе круглого стола, который его участники назвали важной вехой в истории абазинского народа, главный редактор «Русского Мецената» Аркадий Соснов представил предыдущий номер журнала с большой публикацией об абазинах. Многие его герои были в зале, а сам круглый стол станет темой публикации в следующем № 29 (апрель 2019).