Утраченная Москва в 3D моделях

Принц Майкл Кентский, его супруга принцесса Майкл Кентская и Сергей Марков

Фонд Принца Майкла Кентского способствует сохранению российской истории.

Понятие «памятник архитектуры» характеризует не только объекты культурного наследия, находящиеся под защитой государства. В эту категорию входят здания рядовой исторической застройки советского и дореволюционного периода. Снос подобных сооружений — невосполнимая потеря для исторического облика российской столицы.

Тема восстановления утраченных памятников архитектуры все активнее обсуждается в среде московских градостроителей и бизнесменов. Однако общее состояние дел в сфере защиты культурного наследия в Москве по сей день весьма плачевно. Причиной тому — недостаток ресурсов, как материальных, так и человеческих, что не позволяет донести до правительства и рядовых граждан значимость архитектурных памятников и невосполнимость их утраты.

Неожиданная помощь в этом крайне важном для столицы вопросе пришла с Туманного Альбиона. Благотворительный фонд Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского в лице самого Принца Майкла с неподдельным интересом отнесся к проблеме сохранения столичных памятников архитектуры. Интерес персоны столь высокого ранга был спровоцирован группой активистов под руководством Сергея МАРКОВА, работающих над проектом «Утраченная Москва в 3D моделях». Заручившись поддержкой представителя Британской королевской семьи, он продолжил работу над этим весьма амбициозным проектом, искренне веря в конечный успех. Подробнее о проекте Сергей рассказал «Русскому Меценату».

– Сергей, слухи о проекте, во многом благодаря высокому патрону Фонда, уже достигли столицы Великобритании. Расскажите, с чего начиналась история «Утраченной Москвы…»

– В начале 2015 года группа энтузиастов-градозащитников, ярых поклонников архитектуры, патриотов и просто неравнодушных к культуре России людей предложила организовать передвижную выставку «Утраченная Москва в 3D моделях». Идея проекта состоит в том, чтобы с помощью современных технологий воспроизвести с достоверной точностью утерянные архитектурные реликвии. Сбор средств начали путем краудфандинга на Интернет-ресурсе boomstarter.ru. Затем подключилась компания МТС, пообещав в рамках своего проекта WOWMoscow выделить 30% бюджета, необходимого для «Утраченной Москвы…», если нам удастся собрать остальные 70%. В поисках недостающих средств обратились за поддержкой в Благотворительный фонд Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского. К счастью, Принц Майкл изъявил желание не только оказать финансовую поддержку, но и принять личное участие в реализации проекта. И тогда было принято решение продолжить сбор средств под эгидой Фонда.

– Как нам известно, проект достаточно трудоемкий, включает в себя поиск чертежей, работу над макетами и, собственно, саму 3D печать. Все верно?

– Да, проект включает в себя все эти три этапа, но не ограничивается ими. В данный момент мы занимаемся сбором чертежей исторических зданий, которые не дожили до наших дней, попросту были разрушены. Вместе с этими постройками исчезли и воспоминания, связанные с каждым из них. Утрачены и стерты из памяти москвичей жемчужины столичной архитектуры, словно их никогда и не было. Их количество уже исчисляется десятками и продолжает расти. Так, в начале нынешнего года были снесены знаменитые Дома Привалова работы архитектора Нирнзее на Садовнической, 9, а ведь это место, где читал свои первые стихи Сергей Есенин. Чуть позже, в марте, были уничтожены два исторических здания конца XIX века на Большой Дмитровке, 9. От них потомкам останутся только воспоминания в книгах и на фотографиях. Используя современные технологии моделирования, мы пытаемся воспроизвести объемные уменьшенные копии уничтоженных зданий по чертежам и фотографиям методом цветной 3D печати. Еще вчера это было трудно вообразить, а сегодня вполне осуществимо.

Дом Привалова работы архитектора Нирнзее на улице Садовническая, д. 9

Дом Привалова работы архитектора Нирнзее на улице Садовническая, д. 9

R2zxAndIOvk

– Технологически проект весьма продвинутый. Как вам удалось вовлечь в него персону, столь неравнодушную к классическому искусству и не отличающуюся модернистскими взглядами? Из чего выросло ваше сотрудничество?

– С Принцем Майклом мы познакомились в конце 1990-х, когда я руководил Российским национальным оркестром. Я не музыкант и никогда им не был, в ансамбле занимался исключительно административной работой. Карта наших гастролей была обширной: много концертов по России и в Америке. На определенном этапе стало очевидно, что музыкальному коллективу необходим патронат. Поскольку статус коллектива был уже достаточно высоким, нужен был человек, чей авторитет и любовь к музыке обеспечат плодотворный тандем с оркестром. Я обратился к Принцу Майклу Кентскому, зная, что он большой поклонник музыки, много делает для популяризации русский культуры на Западе, в частности помогает нашим талантливым исполнителями и музыкантам. Наше плодотворное сотрудничество продолжалось вплоть до 2006 года, когда оркестр стал государственным. К тому моменту заметно выросла степень его участия в развитии коллектива, равно как и уровень его доверия к нам. Вместе с тем расширилась сфера благотворительной деятельности Принца, что требовало хорошей организации и четкого планирования. Все это привело к созданию Фонда Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского, и я был приглашен на должность его руководителя.

– Проект «Утраченная Москва…» оказался одной из наиболее значимых благотворительных инициатив фонда. Почему выбор Принца пал именно на эту проблематику, ведь к нему, по-видимому, стоит очередь из таких же, как вы, энтузиастов?

– В первую очередь необходимо рассказать о самой фигуре Его Высочества: Принц Майкл Кентский по линии своей бабушки Елены Владимировны является праправнуком Александра II и двоюродным братом королевы Елизаветы II. В детстве он впитывал русскую речь, слушая бабушку. Впоследствии, проходя военную службу, как и положено отпрыскам королевских династий, он определился в часть, где мог практиковать русский язык и ближе познакомиться с культурой своей исторической родины. Будучи тесно связанным с историей России, он считает своим долгом поддерживать и восстанавливать русское культурное наследие. Противоречивый имидж России на Западе лишь укрепляет его желание выполнять миссию культурного посла и улучшать образ страны, опираясь на ее историческое наследие. Активная благотворительная деятельность Принца Майкла в России началась в тот момент, когда была перевернута черная страница, связанная с убийством царской семьи, а останки его предков достойным образом преданы земле. С тех пор он начал чаще посещать Россию и укрепил свое персональное влияние в тех направлениях, по которым ведется благотворительная работа Фонда.

Наш проект – лишь одна из многих инициатив, поддержанных Фондом. Сфера его деятельности включает развитие творческого потенциала молодежи, детское здравоохранение, в особенности помощь детям, пострадавшим от ожогов, языковые и иные образовательные программы, способствующие улучшению взаимопонимания между народами России и других стран Европы. Если кто-то в России думает, что просветительская и охранительная роль, которую принял на себя Принц Майкл, преследует некие политические цели, то это глубокое заблуждение. Подобные мысли могут быть навеяны современным состоянием российско-британских отношений. Однако Принц с присущей ему британской корректностью не дает повода для нападок недоброжелателей, его репутация безупречна. Это отметил и Президент России, наградив его Орденом Дружбы за бескорыстную благотворительную деятельность в России.

Дмитрий Медведев и Приц Майкл Кентский в Кремле

Дмитрий Медведев и Принц Майкл Кентский в Кремле

– Расскажите, как идет работа над проектом. С какими трудностями вы сталкиваетесь, помогают ли вам Правительство Москвы, архитектурные институты?..

– Одним из самых трудных этапов оказался поиск материалов для создания 3D моделей. Существует организация, «Москомнаследие», которая, как мы думали, хранит чертежи и изображения московских построек, тем более исторических ансамблей. Но, как оказалось, она не располагает ни чертежами, ни качественными фотографиями утраченных архитектурных шедевров. Поэтому сейчас при помощи волонтеров мы ведем поиск рабочей документации в архивах. Не могу сказать наверняка, по каким именно из многочисленных утраченных объектов она сохранилась. Но если сохранилась – эти здания будут воссозданы в виде цветных объемных 3D моделей. В этом нам помогает партнер проекта, компания «Просто3D», которая использует технологию MCor, обеспечивающую самую качественную печать.

Мы надеемся, первая выставка 3D моделей архитектурных памятников привлечет внимание общественности и Правительства Москвы, что поможет нам в дальнейшей работе. Хотелось бы, чтобы наша коллекция росла и обогащалась изображениями, увы, уже утраченных шедевров – возможно, это если и предотвратит, то замедлит продолжающийся снос исторических памятников. Восстановление даже одного здания требует не только полномасштабной строительной работы, но и бездонного финансирования. Наш фонд не располагает такими средствами, тем не менее, мы делаем все, чтобы привлечь заинтересованных инвесторов. Таким образом, выставка по своему замыслу не разовое мероприятие, а постоянно развивающийся проект. Ее смысл не только в показе макетов утраченных зданий, но также в поиске и систематизации документации по ним и, конечно, в сохранении и реставрации сохранившихся памятников. Эта задача, как подводная часть айсберга, куда более масштабная и важная, чем сама экспозиция.

Палаты князя В.В. Голицына в Охотном Ряду снесенные в 1928 году.

Палаты князя В.В. Голицына в Охотном Ряду снесенные в 1928 году.

– В чем, на ваш взгляд, так непримиримо расходятся позиции активистов-градозащитников и властей, допускающих, а порой инициирующих снос исторических памятников? Ведь те и другие – москвичи, на словах радеющие за свой город.

– Будучи муниципальным депутатом Замоскворечья, я часто сталкиваюсь с вынесенными решениями о сносе тех или иных строений в моем округе. Нередко в этой документации указано, что историческую ценность имеет лишь фасад здания. При таком отношении с каждым днем подписывается все больше документов на снос крайне важных для облика Москвы строений. Взять, к примеру, недавний демонтаж дома купца Прошина 1905 года постройки, расположенного на улице Тверская-Ямская. Значимым для архитектурного наследия был признан лишь его фасад, который входит в объединённую охранную зону, об остальной части здания не было сказано ни слова. Согласно букве закона, в охранной зоне разрешена только регенерация, то есть воссоздание утраченных элементов, – никак не снос. Но, как водится, при сносе внутренних перекрытий фасад пострадал и обвалился. Было заведено уголовное дело, назначен штраф в размере 200 тысяч рублей. На сегодня это стоимость одного квадратного метра в Центральном округе! Нехитрая арифметика показывает, что подобная схема очень привлекательна для недобросовестных застройщиков, которые вкупе с местными властями легко обходят законы о сохранении культурного наследия, разрушая красивейшие здания и застраивая исторический центр Москвы бизнес-центрами и элитным жильем.

Чертеж_Дом_Голицына_3

Более того, занимаясь поиском документов и чертежей, без которых невозможно напечатать макет сооружения, я пришел к шокирующему для себя выводу. Странным образом чертежи и документы на то или иное сооружение пропадают после его сноса! Не хочу выступать с голословными обвинениями, но разве не парадокс: на всякое живое здание есть полный пакет документов, тогда как разрушенное строение исчезает вместе со всеми следами своего существования, включая фотографии, чертежи и проектную документацию. Словно его и не было! Мы полагали, что этими документами ведает «Москомнаследие» — даже исходя из названия, одна из самых значительных организацией по охране архитектурного наследия Москвы, но на практике она оказалась закрытой структурой, с которой крайне сложно сотрудничать.

– Без поддержки государственных инстанций вести такой проект, как ваш, действительно сложно. Но неужели в Москве нет институтов, профессиональных сообществ, да просто заинтересованных вашей работой людей – единомышленников?

– Они, безусловно, есть. Мы обратились в Московский архитектурный институт с просьбой направить к нам студентов-волонтеров. Объяснили, что каждому из них предоставится уникальная возможность лично прикоснуться к чертежам и описаниям красивейших строений московского архитектурного ансамбля. И наша просьба была услышана. Розыск и получение архивной документации, сканирование фрагментов фасадов, воссоздание 3D моделей по фото, трехмерная печать, приобретение расходных материалов стендов и другого выставочного оборудования, составление аннотаций, рассылка пресс-релизов – все это разнообразная, трудоемкая и не всегда творческая работа. Однако взявшиеся за нее волонтеры вознаграждаются бесценным опытом, осознанием причастности к истории московской архитектуры.

3D модель палат князя В.В. Голицына в Охотном Ряду

3D модель палат князя В.В. Голицына в Охотном Ряду

Макет фасада палат князя В.В. Голицына (незавершенный). Элементы макета созданы с использованием 3D технологий

Макет фасада палат князя В.В. Голицына (незавершенный). Элементы макета созданы с использованием 3D технологий

– И самое главное, Сергей, когда же мы сможем увидеть результат ваших трудов?

– Первый показ выставки состоится, вероятно, в апреле 2016 г. в Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. В этих стенах собирались члены Императорского Московского Археологического Общества. Мы признательны Институту культурного наследия имени Д.С. Лихачева за возможность открытия выставки в таком потрясающем месте. В дальнейшем выставка будет предоставляться всем, кто располагает подходящим помещением, в том числе школам. Пусть ребята видят красоту Москвы и понимают, что ее надо защищать. Это и есть истинное патриотическое воспитание, не обязательно с приставкой «военно-». Важно привить нашим детям уважение к созидательному таланту предков, дать возможность в деталях рассмотреть копии шедевров архитектуры, которые нашему поколению не удалось для них сохранить.

Лариса КАЛАШНИКОВА