В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Эдуард Мане. “Олимпия”. Тема и вариации», которая привлечет внимание как искушенных искусствоведов, там и многочисленных поклонников женской натуры. В центре ее – «Олимпия», самая знаменитая картина Эдуарда Мане, чрезвычайно редко покидающая парижский Музей Орсэ, а в качестве вариаций – произведения из собрания Эрмитажа, которые позволяют проследить развитие образа обнаженной женщины в творчестве художников Возрождения, барокко и Нового времени, начиная с «Данаи» Тициана и продолжая серией редких гравюр XVI – XIX веков. Какие бы персонажи в них не были задействованы, исторические или современные, отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность к жанру ню.
Экспозиция построена так, что все эти великолепные работы лишь оттеняют образ прекрасной (и продажной!) наготы, явленный в «Олимпии», которую представил президент Музеев Орсэ и Оранжери д-р Кожеваль.
Как отмечает куратор выставки Альберт Костеневич, Мане искал новый прием ввода модели в композицию, которая, при всех усвоенных тициановских уроках, не была бы повторением пройденного. Гарантией успеха послужила работа с лучшей моделью автора Викториной Мёран, столь разительно несхожей с признанными красавицами того времени (картина была показана в Салоне отверженных в 1865 г. и вызвала волну общественного осуждения ввиду своей откровенной эпатажности).
«Олимпия» еще долго не отпускала Мане, через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, затем включил в качестве детали фона в «Портрете Эмиля Золя». При жизни Мане картина никогда больше не выставлялась. «Олимпию» никто не купил, полотно оставалось в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи, не найдя ни единого покупателя…
Ева, Даная, Олимпия… Мода проходит, лишь обнаженная женская красота остается.