В «Квартире» соберутся поэти-чинари

В социокультурном пространстве «Квартира» (Санкт-Петербург, Мойка, 40) 30 и 31 января в 19.00 состоится премьера спектакля «Исследование ужаса». После постановок с участием людей с ментальными особенностями «Разговоры» (номинация на национальную премию «Золотая маска» в категории «Эксперимент») и «Фабрика историй» (совместно с Центром «Антон тут рядом» в рамках проекта «Театр+Общество»), режиссер Борис Павлович решил вновь обратиться к творчеству ОБЭРИУтов и «Разговорам» Леонида Липавского – на сей раз вместе с командой профессиональных актеров.

Текст Липавского – это вольная запись разговоров поэтов-чинарей (домашнее поэтическое содружество, ставшее ядром литературной группы ОБЭРИУ), которые собирались в 1933-34 годах в его квартире, устраивая своего рода философские салоны, спонтанно превращавшиеся в перформансы. Их домашние разговоры имеют двойственную природу: с одной стороны, это встреча единомышленников, которые могут позволить себе быть собой и не стеснять себя в выражениях, с другой – попытка перформативного существования. Мы видим хорошо знакомых нам Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова в ситуации бесконечной необязательной беседы, почти не затрагивающей вопросы личного творчества. Кажется, что герои говорят о чём угодно кроме главного. Вернее, «главное» проявляет себя в каждой теме, которую они поднимают, будь то гравитация, кулинария, история, оптика или теория языка.

Постепенно внутренние противоречия в группе нарастают, обнаруживают себя глубокие психологические и идейные различия собеседников. Последняя запись – констатация невозможности быть вместе, тем более горькая, что мы знаем, какое тотальное одиночество ожидает за стенами этой квартирной утопии каждого из «чинарей». Собственно, «Исследование ужаса», предполагаемое в рамках спектакля – это история крушения одной из самых человечных утопий ХХ века, история невозможности быть вместе даже близким по духу людям. Название позаимствовано из ключевой философской работы Леонида Липавского, написанной в это же время.

Интеллектуальные схватки неслучайно происходят сразу во всех уголках Квартиры. Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Именно поэтому Борис Павлович предназначает себе роль Липавского – скрытого режиссёра обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров». Тогда как остальных героев играют их ровесники-актёры. Взаимодействие актёра и персонажа в спектакле носит игровой характер, это не биографический портрет, а интеллектуальная модель: кто-то – концептуальный философ и мизантроп, кто-то – лицедей, кто-то – упорный академист. Гендерная принадлежность не учитывается: гений, как и сама мысль, не имеет пола. Значение имеет лишь мучительный поиск истины.

Спектакль (продолжительность – 3 часа без антракта, для зрителей старше 16 лет) создан фондом «Альма матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Аккредитация и информация: Ника Пархомовская, +7(910)0856566, nika.parhomovska@gmail.com

Фото с репетиций: Рита Новоселова