Завтра в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств откроется фундаментальная выставка живописи и графики Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988), приуроченная к его столетию. В Парадных залах Академии будет представлено около двухсот произведений, раскрывающих могучую творческую натуру художника во всём многообразии: как автора картин и пейзажиста, мастера жанровой сцены и непревзойдённого портретиста, тонкого лирика и блестящего рисовальщика.
Евсей Моисеенко – фигура уникальная и по-своему загадочная. В Советском Союзе ему принадлежали все возможные почести и награды: Герой Социалистического труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств, профессор-руководитель творческой мастерской, кавалер орденов, лауреат премий, депутат разных съездов художников. Еще при жизни художника его работы приобретались крупнейшими музеями страны, о нем писали книги, снимали фильмы.
При всем этом его категорически невозможно назвать «конформистом». Совесть и красота – вот два мерила, две опоры, на которых держались творчество и сама жизнь Е.Е. Моисеенко. Совесть, не позволявшая идти на компромиссы, побуждавшая писать и рисовать только то, что он видел, и только так, как он это видел. И красота, которой он служил, которую искал и умел находить в величественном и в бытовом, в трагическом и в умиротворённом. Моисеенко писал о юности и старости, горе и радости, движении и покое, во всём доискиваясь глубинного, истинного смысла. Он был, пожалуй, самым несоветским художником в том последнем поколении больших мастеров советской художественной школы, молодость которого пришлась на годы Великой Отечественной.
Уроженец белорусского села Уваровичи, он получил среднее художественное образование в Москве, а высшее – Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Академия художеств) в Ленинграде. В первые дни войны студент Моисеенко записался в народное ополчение и вскоре разделил трагическую судьбу большинства ополченцев: поражение в первых боях и фашистский плен. После почти четырёх лет неволи был освобождён союзниками, добровольно интернировался в СССР, вновь призван на военную службу и ещё успел повоевать в рядах кавалерийского корпуса. Возвращение в Ленинград, восстановление в Институте. Блестящий диплом – большая картина «Генерал Доватор» (представлена на выставке). В поздние сталинские годы от художников жестко требовали работать исключительно в традициях соцреализма, а творческий дар Моисеенко и его художественная совесть требовали совсем другой манеры и стилистики. Наконец, со второй половины 1950-х гг. – неустанная, ненасытная работа, приносящая признание, но тем лишь подталкивающая к еще большей самоотдаче.
Наследие Е.Е. Моисеенко огромно – до двух тысяч живописных работ и свыше 15 тысяч рисунков. Крупнейшее собрание его работ хранится в Музее Академии художеств, с которой он был связан гармонично и неразрывно: здесь учился, стал художником, затем преподавал почти четверть века. Логично, что выставка, посвящённая столетию Мастера, развернута именно в академических стенах. На ней соседствуют как харизматические, давно и широко известные работы, так и выставляемые впервые. Экспонаты представили также Государственный Русский музей, Псковский объединенный архитектурный и художественный музей, Всероссийский музей А.С. Пушкина и частные коллекционеры.
Выставка продлится до 15 января 2017 года. Она будет сопровождаться специальным экскурсионным обслуживанием, демонстрацией фильмов о Е.Е. Моисеенко, иллюстрированным каталогом, а также специальными программами.
Подробности – на сайте Музея Академии художеств.