Как мы уже сообщали, 14 сентября в Санкт-Петербургской государственной академической Капелле состоится международный музыкальный фестиваль для детей с ограниченными возможностями по слуху «Волшебная симфония», одним из организаторов которого является «Русский Меценат»:
О значении музыки для детей, которым медики возвращают слух с помощью кохлеарной имплантации (КИ), рассказывает главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, профессор кафедры оториноларингологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ имени А. И. Герцена Инна КОРОЛЕВА:
— Ожидая результаты КИ, родители часто думают лишь о том, чтобы ребенок скорее заговорил. Мы им объясняем, что для этого он должен научиться слушать. Нужно не только заниматься с сурдопедагогом и логопедом, но и обязательно знакомить ребенка с окружающими звуками, посещать музыкальные занятия. Пусть слушает песенки, ритмично двигается под музыку, «играет» на игрушечных и настоящих инструментах, подпевает вам, как любят маленькие дети. А если его научить брать несколько аккордов на гитаре, успех среди сверстников обеспечен! Даже если пока он не очень хорошо говорит…
Помню, очень вдумчивых родителей, дочке которых сделали имплантацию в полтора года, я долго убеждала в том, как ей полезно заниматься музыкой. Но только в семь лет они отдали ее в музыкальную школу, причем не сказали, что ребенок глухой. Она с удовольствием училась играть на фортепиано и скрипке. А потом началось сольфеджио, где нужно было петь. И педагог пожаловалась: не могу объяснить вашей девочке, как брать высокие ноты. Родители наконец-то признались, что девочка глухая. Педагог не поверила, пока своими глазами не увидела под ее волосами два маленьких речевых процессора! Занятия продолжались с учетом этих «нюансов». Благодаря занятиям музыкой девочка стала более общительной и веселой, уверенней говорила и понимала речь и даже начала учить английский язык. У нее улучшились отношения со сверстниками. Теперь родители сильно жалеют, что не отдали ее заниматься музыкой раньше.
Что касается высоких нот… Расширение возможности восприятия музыки — одна из магистральных линий развития КИ. Когда эти системы стали появляться, разработчики делали упор на то, чтобы человек мог слышать и понимать речь. И на определенном уровне развития технических средств это стало получаться. Когда же пациентам давали послушать музыку, она воспринималась как шум, дисгармоничный набор звуков, какофония — сказывались особенности преобразования звуков имплантами. Один из первых наших пациентов, любитель классической музыки, около тридцати лет страдавший глухотой, признавался, что все эти годы в нем звучала любимая мелодия Чайковского. Он мечтал услышать ее с КИ, чтобы насладиться и наконец избавиться от наваждения. И был крайне разочарован, когда ее не узнал! Со временем он научился ее узнавать, но слушал музыку, увы, без восторга…И этим восприятие музыки отличается от восприятия речи. Для речи прежде всего важна разборчивость. Когда же звучит музыка, мы пытаемся не столько узнать мелодию (разборчивость и узнаваемость — вещи близкие), сколько получаем эстетическое наслаждение. А вот это достичь гораздо труднее.
Результаты наших исследований и мировой опыт свидетельствуют: старые модели имплантов обеспечивали весьма ограниченные возможности адекватной передачи мелодических характеристик музыкальных сигналов. При этом ритмический рисунок воспроизводился хорошо. Молодые ребята говорили: уже на второй день после подключения системы я четко слышу ритм и пританцовываю, это круто! Но любители классической музыки, даже долго носившие импланты и хорошо понимавшие речь, слушая музыку, морщились как от зубной боли: мелодии узнаваемы, но звучат фальшиво.
В современных имплантах дисгармония устраняется за счет расширения динамического и частотного диапазона, более точной передачи временных характеристик сигналов. В некоторых моделях предусмотрены разные программы настройки для слушания речи и музыки. Новые возможности восприятия музыки помогут нашим пациентам и исполнять ее на радость слушателям.
В основе приобщения пациентов СПб НИИ ЛОР к миру музыки — разработанная нами система реабилитации. Мы предлагаем начинать с прослушивания отдельных инструментов, а не оркестровых произведений. Это может быть барабан, гитара, японская флейта или пение, по усмотрению пациента. Выбираем с ним хорошо знакомые ему мелодии, желательно со словами, поскольку между речевыми и музыкальными сигналами есть устойчивая корреляция. Учитываем, что мужские голоса воспринимаются лучше, чем женские. И так шаг за шагом подводим человека к гармоничному восприятию музыки.
В нашем летнем реабилитационном лагере дети вместе с родителями с удовольствием делают зарядку под музыку, участвуют в вечерних дискотеках. При этом они узнают и запоминают разные мелодии, двигаются в соответствии с их ритмом и словами. Музыкальные игры, занятия, пение развивают слуховую память, умение управлять голосом, подражать движениям взрослых, что очень важно для овладения речью, коммуникации, общего познавательного и эмоционального развития ребенка. И как прекрасное, если родители осознают, что музыка помогает их ребенку быть счастливым!
Фото: архив родительского объединения «Я слышу мир!»
Полностью материал будет напечатан в сентябрьском (№ 24) выпуске «Русского Мецената»