Вдохновение в красных тонах

7 ноября 2017 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка, представляющая оформление Петрограда–Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции в  1918–1987 гг. Это четвертая выставка проекта «Вдохновение в красных тонах» Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченного  к 100-летию Октябрьской революции. Большинство экспонатов – авторские эскизы художественно-декоративного оформления городского пространства, выполненные ведущими архитекторами и художниками своего времени, а также фотографии, живописные и графические произведения, открытки, запечатлевшие празднование юбилеев Октябрьской революции на площадях и улицах Петрограда-Ленинграда на протяжении 70 лет, – демонстрируется впервые.

В ходе проведения выставки преобразится не только Инженерный дом, территория  Петропавловской крепости также будет украшена кумачовыми полотнами. В день открытия гостей будет встречать военный духовой оркестр Западного военного округа. В церемонии открытия выставки примет участие архитектор-художник Валентин Гаврилов — автор проекта оформления Невского проспекта к 70-летию Октябрьской революции в 1987 году. В атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости в 17.00 состоится показ коллекции «В красных тонах» Модного дома LILIA KISSELENKO, созданной специально для данного музейного проекта.

В 1918 году в советской России был введен «Красный календарь», учреждавший новые революционные праздники. Главным торжеством стала годовщина Октябрьской революции, впервые отмеченная в 1918 году. На площадях и улицах в течение нескольких дней проходили торжественные шествия, митинги, спектакли, концерты. Художники выполняли эскизы праздничного убранства Петрограда. Именно в эти дни рождалась новая революционная стилистика городского праздника. Среди почти сотни имен мастеров, украшавших город к 7 ноября, – живописцы Н. И. Альтман, В. Д. Баранов-Россине, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, В. И. Шухаев; зодчие И. Г. Лангбард, Л. В. Руднев, В. А. Щуко и другие.

На выставке представлены эскизы оформления площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Н. И. Альтманом. Художник так вспоминал о своей работе: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. … Не гармонии со старым я искал, а контраст ему». По такому же принципу было выполнено и оформление других улиц и площадей. Об этом дают представление фотографии 1918 года, запечатлевшие площадь Восстания, Невский и Литейный проспекты, Смольный, Николаевский мост и мост Равенства (Троицкий). На одном из фотоснимков запечатлена большая арка с дымящимся жертвенником на куполе по проекту И. Г. Лангбарда, установленная в начале аллеи, ведущей к входу в Смольный. На другом можно увидеть затянутые кумачом Иоанновские ворота Петропавловской крепости, оформленные по проекту архитектора Д. М. Иофана.  Во второй половине 1920 – начале 1930-х годов заметную роль в ленинградском оформительском искусстве сыграл ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи»), занимавшийся разработкой экспериментальных форм декоративно-прикладного искусства. Группой руководил М. С. Бродский. В нее входили художники, не получившие профессионального образования, большинство из них работало на заводах. ИЗОРАМ оформлял клубы, дома культуры, различные мероприятия, в том числе занимался декоративным оформлением города к праздничным датам. Художники ИЗОРАМА ярко заявили о себе в 1931 году, выполнив грандиозные трибуны на площади Урицкого в дни празднования 7 ноября. Это сложные сюжетные композиции, темой которых была мировая борьба с капитализмом и империализмом. Серия фотографий на выставке дает представление об этой грандиозной работе.

В годы Великой Отечественной войны, в дни блокады Ленинграда праздничные демонстрации были заменены радиомитингами, но город все равно украшался к 7 ноября красными флагами, лозунгами, транспарантами, плакатами.

Последний всплеск оформительской активности в Октябрьских празднествах пришелся на 1987 год. В общественно-политической жизни страны чувствовалось приближение перемен, но уважение к «славным революционным и героическим традициям советского народа» сохранялось. 70-летний путь, пройденный художниками, архитекторами, работавшими над праздничным украшением Петрограда–Ленинграда, оставил заметный след в истории городской культуры. Несмотря на ярко выраженную идеологическую составляющую, на «временный» характер использования,  сегодня эти произведения составляют золотой фонд отечественного декоративно-оформительского искусства.