В Петербурге увековечат память Мариуса Петипа.
Его фамилия – как легкая череда балетных шагов: Пе-ти-па. Что мы знаем о великом русском балетмейстере французского происхождения? Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе, в 1847 году приехал в Санкт-Петербург, дебютировал как солист и балетмейстер в Каменном театре, а с 1862 года связал свою творческую судьбу с Мариинским театром, где с 1869 по 1903 годы был главным балетмейстером. В 1894 году принял российское гражданство, умер в Гурзуфе в 1910 году, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. При этом в Санкт-Петербурге нет ни памятника Мариусу Петипа, даже на его могиле, ни мемориальной доски. Но скоро очень ситуация изменится.
21 мая 2015 года Президент России Владимир Путин подписал Указ, а полгода спустя Правительство РФ утвердило план празднования 200-летия со дня рождения французского и российского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога. В числе событий юбилейного 2018 года – всероссийские и международные конкурсы артистов балета и хореографов, научные конференции, выставочные проекты, мероприятия в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, гала-концерт юных звёзд балета и творческие мастерские балетного искусства в регионах России…
Об увековечении памяти Петипа говорилось и на IV Cанкт-Петербургском международном культурном форуме. В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялось заседание Оргкомитета по подготовке к 200-летию со дня его рождения. Представители комитета во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец обсудили план основных мероприятий 2018 года. Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербург Владимир Кириллов, они пройдут под эгидой федеральных учреждений – Мариинского театра и Академии Русского балета. Правительство Санкт-Петербурга окажет организаторам всю необходимую поддержку, формат мероприятий будет обсуждаться с балетной общественностью города.
В год 200-летия Петипа в Центральном выставочном зале «Манеж» откроется международная межмузейная выставка «Петипа. Танцемания», которую подготовит Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Предусмотрены совместные проекты с городом-побратимом Санкт-Петербурга Марселем, где родился Мариус Петипа. Запланирована реставрация надгробия на могиле Петипа в Некрополе мастеров искусств, являющемся частью Государственного музея городской скульптуры. По рекомендации Топонимической комиссии имя Мариуса Петипа будет присвоено одному из объектов городской среды.
Какому именно? На эту тему, как и по вопросу о месте установки памятника балетному гению, уже сейчас высказываются разные мнения, поэтому решение должно быть аргументированным и взвешенным. Скажем, горячие головы предлагают назвать именем Петипа нынешнюю площадь Ломоносова, на которую выходит один из фасадов Академии русского балета. Спрашивается, а великий русский ученый чем провинился? Как не вспомнить мудрые строчки поэта: «Не надо улиц переименовывать. Постройте новые и назовите». А вот мемориальных досок с выбитым на них именем «Мариус Петипа», может быть и несколько – на всех зданиях, где он жил и работал.
Там же, в Академии в рамках секции «Балет и танец» состоялось заседание круглого стола «Дом Петипа», модератором которого был ректор учебного заведения народный артист России Николай Цискаридзе. Участие в обсуждении приняли Ольга Голодец, балерина и педагог Габриэла Комлева, заведующий кафедрой Академии Борис Илларионов и главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. Специалисты говорили о современном хореографическом образовании, о будущем зданий академии Вагановой, о предъюбилейных и юбилейных мероприятиях. Как рассказал Николай Цискаридзе, уже в 2016 году будет воссоздан международный конкурс для учащихся «Ваганова-При», основанный на его хореографии. «Важно, чтобы имя Петипа, одного из основоположников русского балета, стало узнаваемым на всём пространстве России», – подытожила Ольга Голодец.
Готовятся к юбилею великого соотечественника и во Франции. Правда, пока не на правительственном, а на частном уровне. Минувшим летом житель Марселя, большой энтузиаст балета Жак Ферран создал Ассоциацию Друзей Мариуса Петипа и в качестве первых шагов разослал запросы в театры Франции и Испании, где тот выступал и ставил свои первые спектакли до отъезда в Россию. Жак объяснял автору этих строк: для марсельцев важно, что их знаменитый земляк носит имя Мариус, в честь римского императора, а не Марис. («Это как разница между Иоанном и Иваном»). Ферран показал дом на улочке Дюмарсэ в центре Марселя, где родился его кумир. Она такая же короткая, как улочка Зодчего Росси, на которой расположена Академия русского балета, но весьма обыденная, с вывешенным на просушку бельем, и название Мариинского театра на памятной доске написано с ошибкой…
Тем не менее, порыв Жака Феррана вполне искренний, его усилия нуждаются в поддержке. Жаль, что Николай Цискаридзе воспринял сообщение о нем скептически. В самой Академии есть репетиционный зал Мариуса Петипа, с портретами его и дочери, Марии Петипа в роли Елены Прекрасной в балете «Фауст» (хореография Мариуса Петипа) при входе; в музее – портрет его первой жены, солистки Императорских театров Марии Суровщиковой, несколько аксессуаров Марии Мариусовны – сапожки, туфельки, пелерина… Вещи самого Петипа не сохранились. Память о нем, его творческое наследие надо собирать по крупицам, сохранять общими силами, не забывая о том, что Мариус Петипа – не только наша национальная гордость, но и мировое достояние.
Тема предстоящего юбилея Петипа в полный голос прозвучала и на итоговом пленарном заседании Форума в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа. Руководитель секции «Балет и танец» Борис Эйфман предложил объявить 2018 год в России Годом танца, создать при Министерстве культуры Фонд Мариуса Петипа – аккумулируемые в нем средства можно было бы направлять на создание памятника великому хореографу и на популяризацию искусства танца.
Аркадий СОСНОВ