Великий деятель балета

logo 4_Page_1

В Петербурге увековечат память Мариуса Петипа.

zdh-uOZ_bS4[1] (1)Его фамилия – как легкая череда балетных шагов: Пе-ти-па. Что мы знаем о великом русском балетмейстере французского происхождения? Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе, в 1847 году приехал в Санкт-Петербург, дебютировал как солист и балетмейстер в Каменном театре, а с 1862 года связал свою творческую судьбу с Мариинским театром, где с 1869 по 1903 годы был главным балетмейстером. В 1894 году принял российское гражданство, умер в Гурзуфе в 1910 году, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. При этом в Санкт-Петербурге нет ни памятника Мариусу Петипа, даже на его могиле, ни мемориальной доски. Но скоро очень ситуация изменится.

21 мая 2015 года Президент России Владимир Путин подписал Указ, а полгода спустя Правительство РФ утвердило план празднования 200-летия со дня рождения французского и российского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога. В числе событий юбилейного 2018 года – всероссийские и международные конкурсы артистов балета и хореографов, научные конференции, выставочные проекты, мероприятия в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, гала-концерт юных звёзд балета и творческие мастерские балетного искусства в регионах России…

Ольга Голодец и Николай Цискаридзе

Ольга Голодец и Николай Цискаридзе

Об увековечении памяти Петипа говорилось и на IV Cанкт-Петербургском международном культурном форуме. В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялось заседание Оргкомитета по подготовке к 200-летию со дня его рождения. Представители комитета во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец обсудили план основных мероприятий 2018 года. Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербург Владимир Кириллов,  они пройдут под эгидой федеральных учреждений – Мариинского театра и Академии Русского балета. Правительство Санкт-Петербурга окажет организаторам всю необходимую поддержку, формат мероприятий будет обсуждаться с балетной общественностью  города.

В год 200-летия Петипа в Центральном выставочном зале «Манеж» откроется международная межмузейная выставка «Петипа. Танцемания», которую подготовит Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Предусмотрены совместные проекты с городом-побратимом Санкт-Петербурга Марселем, где родился Мариус Петипа. Запланирована реставрация надгробия на могиле Петипа в Некрополе мастеров искусств, являющемся частью Государственного музея городской скульптуры. По рекомендации Топонимической комиссии имя Мариуса Петипа будет присвоено одному из объектов городской среды.

Школа Петипа действует!

Школа Петипа действует!

Какому именно? На эту тему, как и по вопросу о месте установки памятника балетному гению, уже сейчас высказываются разные мнения, поэтому решение должно быть аргументированным и взвешенным. Скажем, горячие головы предлагают назвать именем Петипа нынешнюю площадь Ломоносова, на которую выходит один из фасадов Академии русского балета. Спрашивается, а великий русский ученый чем провинился? Как не вспомнить мудрые строчки поэта: «Не надо улиц переименовывать. Постройте новые и назовите». А вот мемориальных досок с выбитым на них именем «Мариус Петипа», может быть и несколько – на всех зданиях, где он жил и работал.

Там же, в Академии в рамках секции «Балет и танец» состоялось заседание круглого стола «Дом Петипа», модератором которого  был ректор учебного заведения народный артист России Николай Цискаридзе. Участие в обсуждении приняли Ольга Голодец, балерина и педагог Габриэла Комлева, заведующий кафедрой Академии Борис Илларионов и главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. Специалисты говорили о современном хореографическом образовании, о будущем зданий академии Вагановой, о предъюбилейных и юбилейных мероприятиях. Как рассказал Николай Цискаридзе, уже в 2016 году будет воссоздан международный конкурс для учащихся «Ваганова-При», основанный на его хореографии. «Важно, чтобы имя Петипа, одного из основоположников русского балета, стало узнаваемым на всём пространстве России», – подытожила Ольга Голодец.

САЙТ-ПЕТИПА-3

Готовятся к юбилею великого соотечественника и во Франции. Правда, пока не на правительственном, а на частном уровне. Минувшим летом житель Марселя, большой энтузиаст балета Жак Ферран создал Ассоциацию Друзей Мариуса Петипа и в качестве первых шагов разослал запросы в театры Франции и Испании, где тот выступал и ставил свои первые спектакли до отъезда в Россию. Жак объяснял автору этих строк: для марсельцев важно, что их знаменитый земляк носит имя Мариус, в честь римского императора, а не Марис. («Это как разница между Иоанном и Иваном»). Ферран показал дом на улочке Дюмарсэ в центре Марселя, где родился его кумир. Она такая же короткая, как улочка Зодчего Росси, на которой расположена Академия русского балета, но весьма обыденная, с вывешенным на просушку бельем, и название Мариинского театра на памятной доске написано с ошибкой…

Тем не менее, порыв Жака Феррана вполне искренний, его усилия нуждаются в поддержке. Жаль, что Николай Цискаридзе воспринял сообщение о нем скептически. В самой Академии есть репетиционный зал Мариуса Петипа, с портретами его и дочери, Марии Петипа в роли Елены Прекрасной в балете «Фауст» (хореография Мариуса Петипа) при входе; в музее – портрет его первой жены, солистки Императорских театров Марии Суровщиковой, несколько аксессуаров Марии Мариусовны – сапожки, туфельки, пелерина… Вещи самого Петипа не сохранились. Память о нем, его творческое наследие надо собирать по крупицам, сохранять общими силами, не забывая о том, что Мариус Петипа – не только наша национальная гордость, но и мировое достояние.

Борис Эйфман на итоговом пленарном заседании

Борис Эйфман на итоговом пленарном заседании

Тема предстоящего юбилея Петипа в полный голос прозвучала и на итоговом пленарном заседании Форума в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа. Руководитель секции «Балет и танец» Борис Эйфман предложил объявить 2018 год в России Годом танца, создать при Министерстве культуры Фонд Мариуса Петипа – аккумулируемые в нем средства можно было бы направлять на создание памятника великому хореографу и на популяризацию искусства танца.

Аркадий СОСНОВ