Ветераны и блокадники увидят новый балет Бориса Эйфмана «Я – Дон Кихот»

17 августа на сцене Дворца культуры имени Ленсовета состоится премьера балета Бориса Эйфмана «Я – Дон Кихот». Продолжая традицию проведения социальных акций и отдавая дань уважения старшему поколению, Санкт-Петербургский государственный Академический театра балета устраивает премьерный показ спектакля для ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда.

Более 15 лет назад Борис Эйфман впервые обратился к вечному сюжету о Рыцаре печального образа и поставил балет под названием «Дон Кихот или Фантазии безумца». Премьера этого спектакля состоялась 25 июня 1994 года. В своей работе знаменитый хореограф явил новое переосмысление всемирно известного классического балета прошлого. Отталкиваясь от музыкальной партитуры Л. Минкуса, Борис Эйфман предложил самобытное видение хрестоматийного драматического сюжета, вырываясь из рамок архаичных форм.

«Я взялся за этот балет, потому что увидел здесь возможность сочетания вечной, неистребимой красоты, так необходимой людям, и действительности сегодняшнего дня. В новом балете Дон Кихот — один из обитателей сумасшедшего дома, и не случайно: модель спектакля взята из нашей жизни. Больной, представляющий себя Дон Кихотом, хочет одаривать людей добротой, заботой, любовью, но неужели это стремление — признак психического отклонения?.. Если так, то да здравствует фантазия безумца, которая дает возможность хотя бы в мечтах выстроить мир по законам гармонии, которая способна преодолеть косность бытия и пошатнуть укрепившиеся позиции зла, в которое погружено человечество», – утверждает хореограф.

15 лет спектакль Бориса Эйфмана о Дон Кихоте с огромным успехом шел по всему миру. В 2009-2010 гг. хореограф, сохраняя основное идейно-философское содержание балета, значительным образом переделывает его хореографию и вводит в повествовательную ткань новых героев и сюжетные линии. В частности, в спектакле появляется тема прекрасной дамы Дульсинеи. Так рождается новое, самостоятельное произведение искусства танца, получившее название «Я – Дон Кихот». Специально для этого балета создаются новые декорации и костюмы (художник — Вячеслав Окунев).

Неутомимый искатель и «беспокойный человек» (как называет себя сам хореограф), Борис Эйфман нередко возвращается к своим прежним работам, открывая новые эстетические и философские грани в, казалось бы, уже законченных балетных произведениях.

«У меня есть привилегия — вновь и вновь обращаться к моим старым спектаклям. И это не значит, что я дорабатываю их – нет. По истечении времени открываются новые возможности развития волнующих меня идей, и мне уже трудно не реализовать их. Они живут во мне и мучают меня. Поэтому я возвращаюсь к ранее сделанному», — говорит хореограф.

В год 65-летия Великой Победы Борис Эйфманрешил посвятить премьеру своего балета о неистребимой тяге человека к любви, добру и красоте всем тем, кто в страшные военные годы противостоял стихии зла и разрушения. Спектакль увидят ветераны и блокадники, приглашения для которых будут распространяться через общественные организация и союзы.

Для Театра балета премьера спектакля «Я – Дон Кихот» является не первой социально направленной культурной акцией. Так, 27 ноября 2009 г. на сцене театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в рамках благотворительной акции Театра балета «Искусство – путь к сердцу» состоялся некоммерческий показ спектакля Бориса Эйфмана «Красная Жизель». Показ проводился для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, инвалидов и других социальных групп, нуждающихся в поддержке.