Вглядитесь в эти лица

WP_20160803_17_13_09_Pro

В Санкт-Петербургском Музее Ф.М. Достоевского открылась фотовыставка Андрея Шерстюка «FACES». Автор запечатлел лица наших современников в ретро-технике амбротипии (фотография на стекле, один из вариантов коллоидного процесса, описанный в начале 1850-х его изобретателем Фредериком Арчером). Нельзя сказать, что фотографу удалось с присущим Федору Михайловичу мастерством выявить глубину характеров своих моделей, но в магической выразительности его портретам не откажешь.

Как рассказал Андрей Шерстюк, еще пять-шесть лет назад занимавшийся архитектурой, началось его увлечение старинной фотографией с… селфи, был поиск камер, объективов и собственного творческого стиля, который и привел его к нынешней выставке. Амбротипия – процесс сложный, трудоемкий и затратный, тем более что никаких новаций, кроме бумажных полотенец, фотограф не признает, но создание портретов с «лица не общим выраженьем» его заворожило. Сегодня в его собрании около 150 амбротипов. В экспозиции представлена лишь часть из них.

– Говорят, что эпоха откладывает отпечаток на внешность человека, – сказал он на открытии выставки. – Мне кажется, что это не совсем так, меняется стиль и восприятие внешности, но сами люди остаются такими же, как и были, не меняясь от эпохи к эпохе. Амбротип помогает немного освежить наш взгляд на человека, заглянуть в зазеркалье и что-то увидеть по-новому.

WP_20160803_17_07_41_Pro
Среди героев Шерстюка нет знаменитостей. Обычные люди, откликнувшиеся на объявление в Интернете. Разного возраста, разного жизненного опыта, разных взглядов, профессий, из разных городов и стран. Объединяет их лишь одно: все они наши современники.

Такую же пеструю картину являет вереница людей, движущихся по эскалатору в метро. Но у выставки есть важное преимущество – она позволяет вглядеться в лица. Как сказал Андрей Шерстюк, в его возможных планах – создание серии семейных портретов в той же технике. А значит, пищи для созерцания и наблюдений прибавится.

Не меньший интерес, чем просмотр экспонатов, вызвал у публики проведенный автором семинар по амбротипии.