Возвращение древнего образа

В Музее русской иконы имени Михаила Абрамова (Москва), который уже отметился  в этом году прекрасной выставкой, – новая встреча с шедевром: 23 декабря здесь будет представлен древний образ святителя Николая Мирликийского (Великорецкого) с житийным циклом в 16 клеймах из собрания Сергея Ходорковского.

Эта выставка продолжит проект «Шедевры древнерусской живописи из собраний
России», посвященный малоизвестным памятникам русской иконописи, которые много
лет лежали в запасниках, недавно вышли из реставрации или до сих пор не удостаивались обстоятельной и качественной публикации. Предыдущие выставки цикла были
созданы совместно с государственными региональными собраниями – Ростовским,
Псковским, Муромским и Новгородским музеями. Новая экспозиция расширяет границы
проекта – теперь это памятник из частной коллекции.

Икону святителя Николая Мирликийского (Великорецкого) коллекционер Сергей
Ходорковский приобрел несколько лет назад. Ее живопись была полностью скрыта под слоем потемневшей олифы, и лишь по косвенным признакам было понятно, что образ древний. Тем не менее, собиратель доверился своему чутью и не ошибся. После раскрытия и реставрации перед ним предстал памятник XVI века, исключительный по своим художественным качествам и сохранности авторского слоя.

Хотя сведения о происхождении образа неизвестны, иконографические и стилистические
особенности позволяют отнести его к еще не столь хорошо изученным произведениям
псковской иконописной школы второй половины XVI столетия. Эпитет «Великорецкий»
отсылает к иконе, обретенной в Вятской земле на берегу реки Великой в селе
Великорецком и хорошо известной по многочисленным копиям. В середине XVI века
вятский образ Николы Великорецкого был прославлен по всей Руси в рамках политики
Ивана Грозного и митрополита Макария, направленной на чествование подвига
российского государя – присоединения к православию Казанского царства. Однако икона
из собрания Сергея Ходорковского отличается от распространенных списков с вятской
святыни увеличенным размером и иным составом сюжетных клейм: ее житийный цикл
насчитывает 16 эпизодов, в противоположность 8 сценам, традиционным для
Великорецких образов.

Новая выставка в рамках цикла «Шедевры древнерусской живописи из собраний
России» объединяет два направления, которые были дороги создателю Музея русской иконы, моему сыну Михаилу Абрамову, и служат вдохновением для нас, продолжающих его дело. Первое – исследование и показ произведений древнерусской живописи, достойных называться шедеврами, но неизвестных широкой публике. Второе – популяризация памятников из частных собраний. Благодарим коллекционера Сергея Ходорковского за доверие и право впервые представить уникальный памятник. Посетители музея и научное сообщество смогут по достоинству оценить проект на новом этапе его развития, – надеется Галина Абрамова, председатель попечительского совета Фонда имени Михаила Абрамова

Образ из собрания Сергея Ходорковского говорит сам за себя, поэтому его
убедительной силы и красоты касаться не буду. Скажу лишь, что как только Сергей впервые показал мне его в плохо освещенном помещении, во мне зародилась мечта сделать это творение «королевой бала». Представить его вне общности, содержательной или стилистической, с другими экспонатами. Я был уверен, что любое окружение либо отвлечет от этого ослепительного зрелища, либо померкнет, так как внимание зрителя будет обращено именно к этой жемчужине, – отмечает Николай Задорожный, директор Музея русской иконы имени Михаила Абрамова

Занятие творчеством собирателя интересно тем, что всю жизнь учишься и постоянно открываешь для себя что-то новое. Нельзя сказать: «Вот я уже все выучил, все знаю», – и быть уверенным в себе на сто процентов. С одной стороны, это означает всегда быть готовым рисковать и ошибаться, с другой – оставляет возможность для настоящего чуда, как в случае с обретением образа святителя Николая, представленного на выставке в Музее русской иконы, – признается московский коллекционер Сергей Ходорковский.

К выставке, которая продлится до 21 марта 2023 года, запланирован выход каталога, адресованного широкому кругу ценителей русской иконописи.