«Всем нам…от Мишеньки …и от Резо»

В Большом фойе Театра им В.Ф. Комиссаржевской вновь развернута выставка «Жванецкий и Габриадзе. Линии». Она откроется 6 марта перед началом спектакля «В осколках собственного счастья» по произведениям философа, писателя, сатирика Михаила Жванецкого. Ровно год назад эта выставка была создана к его 89-летию.К 90-летию писателя ее решили повторить, так как в прошлом году она вызвала неподдельный зрительский интерес. Посетители вновь увидят рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии. Альянс писателя и театра не случаен. Долгие годы тесной дружбы связывали выдающихся «шестидесятников» Михаила Жванецкого и легендарного завлита, художественного руководителя Театра им.В.Ф. Комиссаржевской Виктора Новикова.

 

В 2016 году в Театре был поставлен спектакль «В осколках собственного счастья…» (режиссер Григорий Дитятковский). Михаилу Жванецкому удалось увидеть постановку, он был счастлив, что она ему понравилась. В 2017 году спектакль гастролировал в Ленкоме и получил множество восторженных отзывов московских театралов.
6 ноября 2020 года Жванецкого не стало… За несколько дней до этого Михаил Михайлович настоятельно просил отправить в театр несколько экземпляров своей последней книги «Одесский пароход». Посылка пришла в театр в день его смерти – как последний привет, последний взмах руки Мастера. Каждый экземпляр, предназначенный для конкретного человека, был подписан. На одном из них был автограф художественному руководителю театра Виктору Абрамовичу Новикову, дружившему с Михаилом Михайловичем, принимавшему активное участие в постановке спектакля: «Витеньке от Мишеньки».

Выставку подготовили Культурный фонд Михаила Жванецкого, супруга и сын писателя Наталья и Дмитрий Жванецкие и Театр им В.Ф. Комиссаржевской. На листах – тонкие линии пером и тушью. С легкой размывкой постоянно возникает «Михал-Михалыч», чаще всего летящий или проносящийся в вихре то ли танца, то ли бега через «Шестидесятые», «Семидесятые», … «Двухтысячные» – это названия книг пятитомника Жванецкого. А он – то в японском халате, то в пальто и, разумеется, длинном шарфе, то в виде этакого чертика, или на верблюде, то на руках у крупной дамы, – вроде и младенец с соской, а очки на носу и портфель зажат в руке. Даже на берегу речки, под яблоней в любимом одесском дачном садике – в одной руке неизменный портфель, в другой – листочек, такой же, обыкновенный, по размеру, как и все рисунки на выставке. Рядом проносятся – в неспешном хороводе, как в кукольных спектаклях самого Габриадзе – соседи по даче, друзья по жизни, коллеги и партнеры по работе. Одесские улицы и берега, ленинградские улочки и парадные, московские дворики. Можно наслаждаться по отдельности пером Жванецкого или Габриадзе, но вместе они уникальны.


Выставка – это и повод вспомнить о ленинградской линии в жизни Жванецкого. В начале своей писательской и артистической карьеры он много сочинял для Райкина, Карцева и Ильченко, все они служили в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (теперь это Театр эстрады имени Аркадия Райкина).
Наконец, линия театра. Жизнеутверждающая, пронизанная печалью и радостью мозаика сюжетных линий отличает и спектакль «В осколках собственного счастья» – это размышление о дне сегодняшнем, о том, что для нас является главным. О таких несгораемых понятиях, как совесть, честь, честность и скромность… Жанр спектакля-концерта обозначен очень точно: «задушевный вечер».


Выставка, обрамляющая спектакль, – подарок «Всем нам…от Мишеньки …и от Резо» и дань памяти ушедшему из жизни 28 января 2024 года худруку Театра им. В.Ф.Комиссаржевской Виктору Новикову, открывшему своего великого современника для театральных подмостков.

По материалам пресс-службы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской.