Ровно 15 лет назад – 31 мая 2003 года – открылась воссозданная Янтарная комната. Жемчужина царскосельской императорской резиденции распахнула двери для первых посетителей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За эти годы ее увидели около 18 млн человек.
В 1717 года Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. К концу 50-х годов XVIII века эти работы были завершены. При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик: деревянные детали заменили янтарными панелями, над одной из дверей смонтировали десюдепорт из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль.
Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарный шедевр» не удалось эвакуировать. В октябре 1941 года дворец оказался почти пустым. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг. В ноябре 1941-го Альфред Роде, хранитель кенигсбергского собрания изделий из янтаря, сообщил местной прессе о передаче Управлением государственных замков и парков Янтарной комнаты, она была «встроена» в Кенигсбергский замок. После вступления в 1944-м советских войск в Восточную Пруссию янтарные панели демонтировали и складировали в подвалах замка, затем вывезли из зоны боевых действий. С тех пор судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой.
Восстановительные работы в Янтарной комнате длились более 20 лет. Завершить их помогла финансовая помощь немецкой компании «Рургаз», которая в 1999 году выделила на эти цели 3,5 млн долларов. Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Как сказал автор проекта реставрации Александр Кедринский, «своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно».
На протяжении пятнадцати лет «восьмое чудо света» продолжает оставаться самым желанным объектом посетителей музея-заповедника и главной целью каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца.
Отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»
Остается добавить, что фрагмент интерьера Янтарной комнаты был размещен на обложке первого номера альманаха «Русский Меценат», вышедшего в свет 10 лет назад, а в самом номере содержался материал о том, как янтарь по воле мецената Евгения Татузова помогает благотворительному фонду АдВита спасать больных детей (Кредо «Янтарного дома»).