Янтарное распятие вернулось!


В постоянную экспозицию калининградского Музея янтаря вернулся подлинный экспонат конца XVII века – распятие с двумя предстоящими.

Это одна из жемчужин нашей экспозиции, потому что подлинных янтарных предметов этого времени очень мало, поступлений подобных изделий сейчас нет. Мы всегда за то, чтобы гости музея и нашего города могли видеть подлинники, – говорит начальник научно-экспозиционного отдела музея Анна Смирнова.

Несколько десятилетий распятие было представлено в постоянной экспозиции. Однако по музейным правилам должна проводиться ротация предметов – некоторые изделия нужно временно убирать в хранилище, выставляя в витрине другие.

Изделия из янтаря постоянно нуждаются в наблюдении за состоянием сохранности, – отмечает главный хранитель музея Александра Шакирова. – Им необходим определенный микроклимат: средняя влажность воздуха – 55%, температура от 18 до 22 градусов, уровень освещенности в витрине должен быть 50 люкс. Сейчас наши специалисты приняли решение вновь выставить распятие на обозрение публики.

Основание распятия выполнено из дерева, обитого бархатом, и покоится на пяти ножках-бусинах. Центральной частью композиции является высокий крест с фигурой распятого Христа. На древке укреплена табличка из слоновой кости с выгравированной надписью «INRI» – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Навершие креста – миниатюрная иконка с резным обрамлением из прозрачного янтаря. У основания помещено объёмное изображение черепа Адама и двух скрещённых берцовых костей. По обеим сторонам креста установлены на прямоугольные постаменты фигуры Богоматери и евангелиста Иоанна. Головы каждой из трех миниатюрных скульптур окружают нимбы своеобразной формы, напоминающие опахала.

Фигуры Богоматери и Иоанна выполнены из двух склеенных кусков прозрачного янтаря с признаками термообработки для придания требуемого колорита. Лики и руки фигур выполнены из слоновой кости, за исключением образа Богоматери, созданного из специальной массы.

Высота янтарного распятия – 37 см. Его автор неизвестен. Оно было передано к открытию Музея янтаря в 1979 году, а до этого хранилось в Оружейной палате Московского Кремля. Изделия подобного типа в большом количестве изготовлялись во второй половине ХVII и в ХVIII веках. В тот период они были прибыльным товаром, который шёл на экспорт из районов немецкого северо-востока. В католических странах такие распятия использовались как домашний алтарь, наподобие православных икон. В отечественных музейных собраниях янтарные распятия – редкость, так как предметы католического культа в Россию не экспортировались, поэтому историческая ценность экспоната очень высока.

По матриалам пресс-службы Музея янтаря