В Музее русской иконы им. Михаила Абрамова (Москва ул. Гончарная, д. 3, стр. 1) открывается выставка одного шедевра – «Византия в Италии. Икона “Богоматерь Умиление” XIII века из частного собрания». Событие приурочено к 60-летию создателя музея Михаила Абрамова, чья жизнь трагически оборвалась в 2019 году. Но жизнь музея продолжается
Икона экспонируется впервые. О ее происхождении известно немногое: в середине ХХ века образ входил в частное собрание в Риме, в 2005 году был приобретен российским коллекционером на одном из европейских аукционов и привезен в Москву. Спустя 18 лет после того, как памятник попал в Россию, по воле нынешнего владельца и благодаря Музею русской иконы он будет представлен зрителям.
Название «Византия в Италии» отсылает к атрибуции, предложенной в каталоге выставки, ставшем первой подробной публикацией редкого памятника. В живописи иконы отразились черты и особенности как византийского, так и итальянского искусства XIII века, что наиболее органично для памятников, создаваемых в этот период на Сицилии. Выставка и сопровождающее ее издание знаменуют первый этап изучения иконы. Планируемые в рамках проекта научные мероприятия станут площадкой для обсуждения произведения исследователями и позволят дополнить представление о художественных процессах периода его создания.
Проект «Византия в Италии» – продолжение цикла выставок, посвященных выдающимся произведениям христианского искусства, неизвестным широкой публике, который начат музеем в 2017 году.
– Главными действующим лицом наших «выставок одного шедевра» всегда были русские иконы. Новый проект представляет произведение, выходящее из этого ряда, и это не случайно. Михаила Абрамова чрезвычайно интересовали византийские иконы, он искал возможность приобрести подобный образ для экспозиции. То же можно сказать и об искусстве Италии, смелые начинания которого всегда привлекали Михаила. Намерение показать в музее икону, генетически связанную с обеими основополагающими европейскими культурами, отражает и его прижизненные разыскания самобытных произведений средневекового искусства, – говорит директор музея Николай Задорожный.
– Создавая музей, мой сын Михаил планировал сосредоточиться на русской иконе, отсюда и название. Но очень скоро музей вырос из него, потому что в коллекции стали появляться разделы, посвященные другим произведениям восточнохристианского искусства – от эфиопских древностей до поствизантийской иконописи. Когда случай или вдохновение подталкивали к расширению привычных рамок, Михаил откликался на этот зов. Эта гибкость стала залогом развития и неиссякаемым источником идей для музея – и при жизни Михаила, и теперь, когда его нет с нами. Поэтому предложение представить в рамках цикла выставок одного шедевра икону «Богоматерь Умиление» мы восприняли с радостью: не часто выпадает шанс ввести в научный оборот неизвестный ранее памятник XIII века и дать возможность полюбоваться им всем, кто придет в музей, – рассказывает председатель попечительского совета Фонда им. Михаила Абрамова Галина Михайловна Абрамова.
Торжественное открытие выставки – 11 октября 2023 г., работа для посетителей с 12 октября.
На фото:
Богоматерь с Младенцем («Умиление»). Вторая четверть – середина XIII века. Сицилия (?). Частное собрание, Москва
Коллекционер и меценат Михаил Абрамов