Запечатлеть мгновения балета

Михаил Гершман. Девушка-птица. Балет «Шурале». Ленинград, 1950-е — 1960-е.

Санкт-петербургский музейно-выставочный центр РОСФОТО открывает экспозицию, приуроченную к Году балета. Выставка «От классики до модерна. Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО» включает сто фотографий, охватывающих период со второй половины XIX по конец XX вв.

Интерес фотографии к балету в России берет начало в середине XIX века. К этому времени классический балет полностью сформировался как самостоятельный жанр искусства. Фотография, в свою очередь, еще только начинала исследовать возможности своего языка. Но, бесспорно, оба прекрасных искусства испытывали потребность во взаимодействии. Светопись стремилась к образности, балет нуждался в мгновенном и точном запечатлении образов, их изучении и тиражировании. Появление в XIX веке профессиональных фотографов, специализировавшихся на театральной фотографии, привело к длительному непрерывному сотрудничеству и легло в основу создания иконографии ярких, запоминающихся образов русского балета.

Начало традиции российской балетной фотографии было положено в Санкт-Петербурге в 1850-х гг итальянцем Карлом Бергамаско. На визитных карточках, сделанных в ателье Бергамаско, портреты балерин Екатерины Оттовны Вазем, Марии Мариусовны Петипа, Любови Петровны Радиной, чье мастерство определяло становление классического российского балета и приближение его расцвета.

Валентин Самарин. Faust II. Балет Мориса Бежара. Париж, 1987.

Продолжателями классической традиции в 1940-х ― 1960-х гг стали М. Гершман и М. Палей, работавшие в фотокабинете Театра оперы и балета имени Кирова и создавшие великолепные характерные фотографии солистов романтического отечественного балета. Блестяще выполненные студийные этюды представляют Н. А. Петрову, А. А. Макарова, Т. М. Вечеслову, Н. М. Дудинскую, К. М. Сергеева, Н. В. Тимофееву.

В начале ХХ века классический балет служит базисом для развития современного танца ― балета в стиле модерн. Кардинально изменившийся облик танцоров и появление новых элементов, вводимых балетмейстерами, захватывает фотографов. В экспозиции представлены редкие фотографии танцовщиц Айседоры Дункан и Марии Понна, танцора Александра Каверзнева, балерины Марии Семеновой.

Настоящим украшением выставки стали авторские циклы фотографий Владимира Зензинова о театре балета Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры» (1973‒1975) и Рафаэля Мангутова о театре балета Бориса Эйфмана (1980-е). Дополняют экспозиционный ряд серия Александра Китаева «Звезды балета», посвященная примадоннам Мариинского театра, и избранные работы Валентина Самарина.

Открытие выставки: 7 марта, 18:00, даты проведения выставки: 8 марта — 7 апреля. Дворовый корпус, 2 этаж.

Контакты: Анастасия Тихонова (+7 981 742 35 36, press@rosphoto.org).