В Русском музее открылась выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Экспозиция, объединившая около 200 произведений из собрания музея и Третьяковской галереи, а также из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, в полной мере представляет наследие художника. Более 60 лет его работы из собрания Третьяковки не привозились в Санкт-Петербург, равно как и многие произведения Русского музея долгое время не показывались широкой публике. Открывая выставку, заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Евгения Петрова отметила, что организаторы постарались охватить все этапы творчества крупнейшего отечественного символиста и модерниста. Принято считать, что их четыре: годы учебы (1880-1884), киевский период (1884-1889), московский период (1889-1904), наконец, поздний период, омраченный надвигавшейся душевной болезнью.
Врубель, подобно титанам эпохи Возрождения, был богато одарен; реализовал свой талант в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Его знаменитые полотна можно увидеть в Корпусе Бенуа, а коллекцию полихромных майолик – в зале №87 постоянной экспозиции Русского музея. Увидеть и убедиться, что отпечаток гениальности лежит на всех работах мастера, будь то шедевры живописи «Летящий демон», «Демон (сидящий)», «Принцесса-Лебедь», «Богатырь», иллюстрации к произведениям Лермонтова, композиции, вдохновленные образами Пушкина («Пророк», «Шестикрылый Серафим»), или малоизвестные широкому зрителю творения.
В поисках новых путей в искусстве художник постоянно возвращается к образу Демона в картинах, скульптурах и рисунках, что нередко воспринималось окружающими как навязчивая идея. Непривычные по новизне формы даже для Саввы Мамонтова, готового к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента. Тем не менее, его творчество и судьба магически воздействовали на молодых художников и поэтов, будущих авангардистов. Первые посетители выставки, погрузившиеся в ее ауру, могли почувствовать, что присущие Врубелю мощь образов и красота изобразительных решений, отражающие трагический разлад с действительностью, – завораживают и сегодня.
Познакомиться или заново открыть для себя эпоху Врубеля в Русском музее можно до 2 августа 2022 года.