В Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» Государственного Эрмитажа открылась выставка «Здесь живут люди. Фотографии Александра Чиженка». Она проходит в рамках Года современной фотографии в Эрмитаже.
В течение 2014 года Александр Чиженок несколько раз выезжал в командировки в Киев, Харьков, Днепропетровск, в Крым и Донбасс. В свободное от создания телерепортажей время он фиксировал на фотокамеру события, свидетелем которых был, и людей, вольно или невольно вовлеченных в их круговорот – без конкретного задания от какой-либо редакции, чтобы сохранить как можно больше штрихов к картине происходящего.
Снимки, несущие, казалось бы, сиюминутную информацию, спустя год обретают черты исторического документа. Это и привлекло внимание куратора выставки – начальника Историко-информационной службы Эрмитажа доктора исторических наук Юлии Кантор. Большая часть представленных фотографий сделана в двух основных центрах событий – Киеве и Донецке. Эту серию дополняют работы из Харькова и Симферополя. Названия говорят сами за себя: «Киев. Майдан Незалежности, ставший просто Майданом», «Киев. Противостояние на улице Грушевского», «День Победы в Донецке 9 мая 2014», «Автоколонна МЧС России с гуманитарным грузом въезжает в Донецк», «Блокпост на въезде в Донецк», «Харьков. Споры у здания областной администрации, занятого сторонниками Майдана», «Симферополь. Торжества в честь воссоединения Крыма с Россией»…
Так возникала фото-фиксация драматических моментов времени – мозаика, складывающаяся в единую и противоречивую картину. Фотографии Александра Чиженка – ещё один взгляд на события новейшей истории. На них – реакция людей, живущих на переломе истории своей страны по обе стороны баррикад.
К выставке выпущен иллюстрированный буклет, предисловие к которому написал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ, назвавший его «Репортаж и доброта»:
Существует особая категория журналистов, которую мы называем эрмитажным пулом. Они регулярно освещают жизнь Эрмитажа, мы зовем их на свои события, им доверяем свои рассказы и интервью, зная, что они могут понять то, что музей хочет сказать. Со своей стороны, музей и философия музея влияют на них. Сами того не замечая, они усваивают дух энциклопедического универсального музея – дискурс культур, любование различием, понимание того, что различие и представляет интерес при сопоставлении событий. И тогда в их репортажах и материалах не про музеи неожиданно проявляется музейный дух, они становятся интересны музейным пространствам. Так произошло и с Александром Чиженком, много лет рассказывавшем об Эрмитаже.
Его фотографии из мест, события в которых волнуют всю Россию и часть мира, несут ощущение непосредственного восприятия и интеллигентного осмысления. Перед нами люди, наверное (сойдись они вместе), ненавидящие друг друга, но объединенные желанием изменить свою жизнь, и изменить ее своими руками. Мы знаем, что у одних получится, у других получилось, у многих впереди – неизвестность. Мы знаем, что в будущем немало разочарований. Это правила игры, в которую играют История и история. На некоторых людей смотреть приятно, на других – нет. И это не зависит от дела, которое они защищают. Они все хотят перемен и добиваются их. Они все – активные, а не пассивные части исторического процесса, в котором пафос всегда хорошо сочетается с цинизмом. И все они люди и тем важны – себе, друг другу и нам. При этом они различны, и именно это различие, сведенное воедино, интересно. И тут уже начинается музей. Эти фотографии еще не для музейных коллекций. Они для архива, они – документы музейной направленности. Документы создают выставку с музейным настроением и подходом – смотрите: везде люди, и все они и различны, и похожи. Так делается живая история, и так она закрепляется в памяти народа и в памяти культуры.
Мы смотрим на промежуточный этап. Смотрим на него в год, который Эрмитаж объявил годом фотографии, когда мы показываем не просто мастеров, но и рассказываем о том, как разнообразно то, что фотографией называется, и то, как бытовые картинки превращаются в музейные экспонаты. В этом году множество фотографических материалов из вспомогательного фонда перешли в основной. В Старой Деревне возникли лучшие в Европе хранилище и лаборатория для реставрации фотографий, прошло несколько увлекательных международных конференций. Эрмитаж осваивает фотографию как поле своей активной собирательской и выставочной деятельности. Реставраторы возвращают к жизни казалось бы утерянное и раскрывают, как в живописи, изобразительные слои, наклеенные один на другой. На стенах Эрмитажа – работы Кандиды Хёфер, Стива МакКарри, Ксении Никольской, Юрия Молодковца. Массовой популярностью пользуется ведущийся последним эрмитажный «Инстаграм». Грядет выставка великого русского фотографа Сергея Левицкого. Регулярны выставки-репортажи и книги об эрмитажных событиях – «Эрмитаж в фотографиях». Не счесть выставок современных художников, где фотография и видео уже не жанр, а техника создания искусства других жанров: «Время идет» Марике Ван Вармердам, музейные образы в проекте «Экфрасис», блокадный и неблокадный Эрмитаж Ясумаса Моримура…
Эрмитаж своими стенами и своим вниманием освящает и благословляет гуманную и гуманитарную составляющую документальных технологий, поддерживает доброе начало, которое есть всюду, даже в журналистике.
Юлия КАНТОР назвала свое предисловие «История в объективе»:
При всех различиях профессий журналиста и историка, есть одно общее: следование факту. Журналист фиксирует момент, когда история еще является горячей новостью. Историк рассматривает события прошлого, и нередко непредвзятость этого взгляда превращает дела давно минувших дней в актуальную информацию. В том и другом случае на первом плане – правда.
Потому эти профессии стоят рядом — первыми — в «группе риска», ибо более всего зависимы от политической конъюнктуры, требующей от журналиста стать пропагандистом, а от историка – идеологом. Защитить эти профессии от опасности упомянутого перерождения, сохранить факты (превратив их в экспонаты) способна только культура. Музей.
На Дворцовой, как может быть нигде в ином «культурном пространстве» сильно ощущение, что призрак свободы, окрыляющий центральную площадь столичного города, может выродиться в реальность бунта люмпенов. В Зимнем дворце отлично помнят, чем чревата иллюзия восстановления справедливости и законности путем государственного переворота. Как центробежное стремление к независимости, «подкрученное» снаружи, раскалывает страну на куски, и как соседи с востока и запада используют этот раскол в собственных геополитических целях. В Эрмитаже знают: первой жертвой революций становятся даже не люди, а культура.
В Эрмитаже хранится замечательная коллекция документальных фотографий: на них «застыли» события в Петрограде февраля — октября 1917г. Когда-то эти снимки были лишь репортерским отчетом, но, сохранившись в музее, не сгинули в газетной сиюминутности, и почти век спустя стали зримыми свидетельствами фатального слома эпох.
В максимально «уплотнившемся» потоке времени, фотографии, сделанные в 2014г. петербургским журналистом, членом «эрмитажного пула» Александром Чиженком, обретают черты исторического документа. Центральная площадь столичного города с крылатым «ангелом» над ней, революционный угар толпы, разноцветные флаги на баррикадах гражданской войны, раненый музей… Серия из 33 снимков «читается» на эрмитажной выставке почти как жгучее воспоминание. И как напоминание: здесь, в пространстве истории, живут люди.
По материалам Пресс-службы Государственного Эрмитажа.