«Здесь живут люди»

В Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» Государственного Эрмитажа открылась выставка «Здесь живут люди. Фотографии Александра Чиженка». Она проходит в рамках Года современной фотографии в Эрмитаже.

В течение 2014 года Александр Чиженок несколько раз выезжал в командировки в Киев, Харьков, Днепропетровск, в Крым и Донбасс. В свободное от создания телерепортажей время он фиксировал на фотокамеру события, свидетелем которых был, и людей, вольно или невольно вовлеченных в их круговорот – без конкретного задания от какой-либо редакции, чтобы сохранить как можно больше штрихов к картине происходящего.

Снимки, несущие, казалось бы, сиюминутную информацию, спустя год обретают черты исторического документа. Это и привлекло внимание куратора выставки – начальника Историко-информационной службы Эрмитажа доктора исторических наук Юлии Кантор. Большая часть представленных фотографий сделана в двух основных центрах событий – Киеве и Донецке. Эту серию дополняют работы из Харькова и Симферополя. Названия говорят сами за себя: «Киев. Майдан Незалежности, ставший просто Майданом», «Киев. Противостояние на улице Грушевского», «День Победы в Донецке 9 мая 2014», «Автоколонна МЧС России с гуманитарным грузом въезжает в Донецк», «Блокпост на въезде в Донецк», «Харьков. Споры у здания областной администрации, занятого сторонниками Майдана», «Симферополь. Торжества в честь воссоединения Крыма с Россией»…

Украина, Киев. Противостояние активистов оппозиции и спецназа на улице Грушевского. Защитники евромайдана на баррикадах.

Киев. Противостояние на улице Грушевского. Январь 2014

Украина, Киев, Мариинский парк. Антимайдан - палаточный лагерь возле Верховной Рады сторонников Президента Януковича и партии регионов.

Киев. Лагерь Антимайдана у здания Верховной Рады. Январь 2014

Так возникала фото-фиксация драматических моментов времени – мозаика, складывающаяся в единую и противоречивую картину. Фотографии Александра Чиженка – ещё один взгляд на события новейшей истории. На них – реакция людей, живущих на переломе истории своей страны по обе стороны баррикад.

К выставке выпущен иллюстрированный буклет, предисловие к которому написал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ, назвавший его «Репортаж и доброта»:

Существует особая категория журналистов, которую мы называем эрмитажным пулом. Они регулярно освещают жизнь Эрмитажа, мы зовем их на свои события, им доверяем свои рассказы и интервью, зная, что они могут понять то, что музей хочет сказать. Со своей стороны, музей и философия музея влияют на них. Сами того не замечая, они усваивают дух энциклопедического универсального музея – дискурс культур, любование различием, понимание того, что различие и представляет интерес при сопоставлении событий. И тогда в их репортажах и материалах не про музеи неожиданно проявляется музейный дух, они становятся интересны музейным пространствам. Так произошло и с Александром Чиженком, много лет рассказывавшем об Эрмитаже.

Его фотографии из мест, события в которых волнуют всю Россию и часть мира, несут ощущение непосредственного восприятия и интеллигентного осмысления. Перед нами люди, наверное (сойдись они вместе), ненавидящие друг друга, но объединенные желанием изменить свою жизнь, и изменить ее своими руками. Мы знаем, что у одних получится, у других получилось, у многих впереди – неизвестность. Мы знаем, что в будущем немало разочарований. Это правила игры, в которую играют История и история. На некоторых людей смотреть приятно, на других – нет. И это не зависит от дела, которое они защищают. Они все хотят перемен и добиваются их. Они все – активные, а не пассивные части исторического процесса, в котором пафос всегда хорошо сочетается с цинизмом. И все они люди и тем важны – себе, друг другу и нам. При этом они различны, и именно это различие, сведенное воедино, интересно. И тут уже начинается музей. Эти фотографии еще не для музейных коллекций. Они для архива, они – документы музейной направленности. Документы создают выставку с музейным настроением и подходом – смотрите: везде люди, и все они и различны, и похожи. Так делается живая история, и так она закрепляется в памяти народа и в памяти культуры.

Украина, Киев. Площадь Независимости / Майдан Незалежности. Молодая пара защитиков Майдана.

Киев. Майдан Незалежности. Январь 2014


Мы смотрим на промежуточный этап. Смотрим на него в год, который Эрмитаж объявил годом фотографии, когда мы показываем не просто мастеров, но и рассказываем о том, как разнообразно то, что фотографией называется, и то, как бытовые картинки превращаются в музейные экспонаты. В этом году множество фотографических материалов из вспомогательного фонда перешли в основной. В Старой Деревне возникли лучшие в Европе хранилище и лаборатория для реставрации фотографий, прошло несколько увлекательных международных конференций. Эрмитаж осваивает фотографию как поле своей активной собирательской и выставочной деятельности. Реставраторы возвращают к жизни казалось бы утерянное и раскрывают, как в живописи, изобразительные слои, наклеенные один на другой. На стенах Эрмитажа – работы Кандиды Хёфер, Стива МакКарри, Ксении Никольской, Юрия Молодковца. Массовой популярностью пользуется ведущийся последним эрмитажный «Инстаграм». Грядет выставка великого русского фотографа Сергея Левицкого. Регулярны выставки-репортажи и книги об эрмитажных событиях – «Эрмитаж в фотографиях». Не счесть выставок современных художников, где фотография и видео уже не жанр, а техника создания искусства других жанров: «Время идет» Марике Ван Вармердам, музейные образы в проекте «Экфрасис», блокадный и неблокадный Эрмитаж Ясумаса Моримура…


Эрмитаж своими стенами и своим вниманием освящает и благословляет гуманную и гуманитарную составляющую документальных технологий, поддерживает доброе начало, которое есть всюду, даже в журналистике.

Украина, Киев. Улица Грушевского. Противостояние оппозиционеров со спецназом. Дым от горящих покрышек.

Киев. Противостояние на улице Грушевского. Январь 2014

Юлия КАНТОР назвала свое предисловие «История в объективе»:

При всех различиях профессий журналиста и историка, есть одно общее: следование факту. Журналист фиксирует момент, когда история еще является горячей новостью. Историк рассматривает события прошлого, и нередко непредвзятость этого взгляда превращает дела давно минувших дней в актуальную информацию. В том и другом случае на первом плане – правда.

Потому эти профессии стоят рядом — первыми — в «группе риска», ибо более всего зависимы от политической конъюнктуры, требующей от журналиста стать пропагандистом, а от историка – идеологом. Защитить эти профессии от опасности упомянутого перерождения, сохранить факты (превратив их в экспонаты) способна только культура. Музей.

На Дворцовой, как может быть нигде в ином «культурном пространстве» сильно ощущение, что призрак свободы, окрыляющий центральную площадь столичного города, может выродиться в реальность бунта люмпенов. В Зимнем дворце отлично помнят, чем чревата иллюзия восстановления справедливости и законности путем государственного переворота. Как центробежное стремление к независимости, «подкрученное» снаружи, раскалывает страну на куски, и как соседи с востока и запада используют этот раскол в собственных геополитических целях. В Эрмитаже знают: первой жертвой революций становятся даже не люди, а культура.

Харьков. Споры у здания областной администрации, занятой сторонниками Майдана. Март 2014

Харьков. Споры у здания областной администрации, занятой сторонниками Майдана. Март 2014

Симферополь. Торжества в честь вхождения Республики Крым в состав России. Март 2014

Симферополь. Торжества в честь вхождения Республики Крым в состав России. Март 2014

В Эрмитаже хранится замечательная коллекция документальных фотографий: на них «застыли» события в Петрограде февраля — октября 1917г. Когда-то эти снимки были лишь репортерским отчетом, но, сохранившись в музее, не сгинули в газетной сиюминутности, и почти век спустя стали зримыми свидетельствами фатального слома эпох.

В максимально «уплотнившемся» потоке времени, фотографии, сделанные в 2014г. петербургским журналистом, членом «эрмитажного пула» Александром Чиженком, обретают черты исторического документа. Центральная площадь столичного города с крылатым «ангелом» над ней, революционный угар толпы, разноцветные флаги на баррикадах гражданской войны, раненый музей… Серия из 33 снимков «читается» на эрмитажной выставке почти как жгучее воспоминание. И как напоминание: здесь, в пространстве истории, живут люди.

По материалам Пресс-службы Государственного Эрмитажа.

Волонтеры восстанавливают Донецкий областной краеведческий музей, пострадавший при артобстреле. Сентябрь 2014 г.

Волонтеры восстанавливают Донецкий областной краеведческий музей, пострадавший при артобстреле. Сентябрь 2014 г.

Единственный украинский мамонт поддерживает потолок зала Донецкого областного краеведческого музея, пострадавшего при артобстреле. Сентябрь 2014 г.

Единственный украинский мамонт поддерживает потолок зала Донецкого областного краеведческого музея, пострадавшего при артобстреле. Сентябрь 2014 г.

День Победы в Донецке. 9 мая 2014

День Победы в Донецке.
9 мая 2014

Донецкая область, окрестности села Грабово. Обломки малазийского «Боинга». Июль 2014

Донецкая область, окрестности села Грабово. Обломки малазийского «Боинга».
Июль 2014

Киев. Бездомные в подземном переходе под Майданом Незалежности. Февраль 2014

Киев. Бездомные в подземном переходе под Майданом Незалежности. Февраль 2014

Блокпост на въезде в Донецк. Май 2014

Блокпост на въезде в Донецк.
Май 2014

Киев. Пианист на Майдане Незалежности. Июль 2014

Киев. Пианист на Майдане Незалежности. Июль 2014