В заботливо отреставрированном деревянном особняке, примыкающем к петербургской Академии танца Бориса Эйфмана, открылась выставка, посвященная 70-летию хореографа, автора прославивших современный российский балет спектаклей «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA»…
Выставочное пространство заполняет ряд инсталляций, выполненных театральными художниками Яной Глушанок и Юрием Сучковым. Визуальные образы перенесены на стены, стеклянные витрины и даже оконные стекла, освещение выхватывает из полутьмы фотографии маэстро во время репетиций, на экранах сменяют друг друга сцены из его постановок. Все это помогает зрителю погрузиться в атмосферу эстетических поисков Бориса Эйфмана, проследить путь от рождения замысла до создания очередного шедевра балетного искусства.
Экспозиция по-своему отражает почти полвека творческой жизни хореографа. Здесь эскизы костюмов и декораций спектаклей возглавляемого им Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, афиши, реквизит, личные вещи юбиляра. Своеобразная «фишка» – паровозик из балета «Анна Каренина» на рельсах, опоясавших круглое напольное зеркало. Этот, как и многие другие, предметы демонстрируются впервые. Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, специалисты которого занимались подготовкой выставки, считает, что часть связанных с жизнью и творчеством Эйфмана экспонатов уже сегодня должна стать достоянием Государственного музейного фонда.
Виновник торжества признался, что видит экспозицию впервые и восхищен ею. Отвечая на вопрос «Русского Мецената» о грузе прожитых лет, он сказал, что Петипа лучшие свои балеты создал в возрасте от 70 до 85 лет и художник должен работать с полной интенсивностью столько, сколько ему отпущено Богом. Во всяком случае, он, «несмотря на отдельные болячки», чувствует для этого силы.
Если в прежние годы Эйфман не без оснований сетовал на то, что у его знаменитого на весь мир коллектива нет пристанища в родном городе, то теперь он не может пожаловаться на невнимание властей. Рядом с Академией Танца строится Детский театр танца, на очереди Дворец танца Бориса Эйфмана в «судебном квартале» на Петроградской стороне. Так что силы для новых свершений ему точно понадобятся.
Что касается выставки, начиная с сентября, желающие смогут бесплатно посетить ее по предварительной записи. В дальнейшем, по замыслу Бориса Эйфмана, в особняке разместится музей петербургского балета.