Наедине с автопортретом

В.Э.Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898.

В.Э.Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898.

В Государственном Русском музее открылась крупнейшая за последние четыре десятилетия выставка автопортрета в русском искусстве, которой можно предсказать несомненный зрительский успех. Не только потому, что эти 200 с лишним произведений из коллекции знаменитого музея – лучшие образцы жанра, к которому обращались ведущие отечественные мастера.

И не только потому, что собранные воедино они дают уникальную возможность воссоздать последовательную и увлекательную историю русского автопортрета в живописи, графике и скульптуре от начала XVIII до конца XX века – в этом скорее академический интерес. А вот то, что рядом с признанными шедеврами представлены значительные и яркие работы других, куда менее известных, а подчас полузабытых живописцев, графиков и скульпторов, вызывает интерес чисто человеческий. Потому что, вглядываясь в тщательно проработанные лица и фигуры, трудно определить, кто же из них был корифеем, а кто не оправдал надежд, чье творчество точнее выражало дух своего времени, а чье служило фоном…

Жанр автопортрета, как правило, не предполагает самокритики, самоиронии, тем паче насмешки (за редким и оттого приятным исключением). Творец изображает себя сосредоточенным, размышляющим о высокой миссии искусства, поглощенным любимым занятием в одиночестве или среди учеников в мастерской. На пленэре или, скажем, в исторических декорациях. Подчас автопортрет мастера остается его лучшей работой, а иногда растворяется в череде шедевров. Но случалось и так, что, пребывая в стесненных обстоятельствах, живописец изображал себя, за неимением средств на модель, и этот портрет заслуживает не меньшего внимания.

Особый интерес вызывают автопортреты, сделанные с интервалом в несколько лет, а то и десятилетий (Нестеров, Сомов, Серебрякова, Петров-Водкин…) – в сопоставлении с известными биографиями авторов они позволяют проследить, как менялись не только облик, но и творческая манера мастера.

Выставка подтверждает растущую актуальность жанра автопортрета. Это особое зеркало, отражающее, прежде всего, мир личности художника. Но заглянув в него, каждый может что-то разглядеть и в себе.

В.Е.Татлин. Матрос. 1911. Холст, масло. 71,5х71,5

Татлин В.Е. Матрос. 1911.