Маэстро русского костюма в Эрмитаже 

IMG_0766

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Вячеслав Зайцев в Эрмитаже», организованная Государственным Эрмитажем и ОАО «Московский Дом моды Вячеслава Зайцева». В составе монографической экспозиции в Манеже Малого Эрмитажа – более ста ансамблей, выполненных за последние тридцать лет в московском Доме моды «Слава Зайцев», ранние эскизы моделей одежды и фотографии маэстро.

На церемонии открытия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский вспомнил другую выставку такого же масштаба: в конце 1980-х современные костюмы впервые были представлены в музее работами Ива Сен-Лорана. В те времена это вызвало негативную реакцию властей и прессы. Смысл одной из статей сводился к следующему: «Сегодня в Эрмитаже выставлена современная одежда, а завтра в филармонии начнут играть буги-вуги».

– Как видим, – с улыбкой заметил Пиотровский, – и в филармонии сейчас представлены самые разнообразные жанры музыки, и в Эрмитаже мы открываем  двери дизайнерам современной одежды, признавая в этом направлении искусство, достойное музейного хранения и изучения.

htmlimage

Зайцев – первый отечественный кутюрье, получивший всемирное признание. Первым из советских и российских модельеров он открыл свой Дом моды, выпустил собственные духи, создал профессиональный Театр моды.  Лауреат Государственной премии, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, профессор – список званий, заслуг, побед на смотрах и конкурсах впечатляет.

С отличием окончив Московский текстильный институт, В. Зайцев был назначен в 1962 году художественным руководителем небольшой швейной фабрики в подмосковном городке Бабушкин, производившей рабочую одежду. Здесь же он показал свою первую коллекцию спецодежды для работниц села. Телогрейки и юбки, сшитые из ярких ситцев и павловопосадских платков, и расписанные гуашью валенки вызвали бурю негодования и были категорически отвергнуты руководством фабрики. Однако вскоре эта коллекция стала известна на Западе, и про ее автора во французском еженедельном журнале «Пари Матч» написали: «Он диктует моду в Москве».

Два года спустя Зайцев уже работал художественным руководителем экспериментально-технического цеха в Общесоюзном Доме моделей одежды (ОДМО) в Москве. Он знакомится с Пьером Карденом, Ги Ларошем и Марком Боаном (Модный дом Dior), и американский журнал «Women’s Wear Daily» иллюстрирует статью «Короли моды» фотографией молодого советского художника в компании Кардена и Боана.  Своими учителями Вячеслав Михайлович называет Пуаре, Шанель, Диора и российского модельера Надежду Петровну Ламанову.

IMG_0648

Тринадцать лет трудился Зайцев в ОДМО, создавая вместе с группой художников сезонные коллекции одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности СССР и европейских социалистических стран. Он успевал не только разрабатывать модели одежды и следить за качеством их исполнения на фабриках, но и пропагандировал моду, организуя дискуссии в ОДМО, в театрах и домах культуры.

В 1969 году показ дамских платьев, сшитых по эскизам Вячеслава Зайцева, Ирины Крутиковой и Ирины Телегиной по заказу и из тканей американской корпорации «Celanese», с успехом прошел в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Западная пресса назвала Зайцева «Красным Диором». В 1974 году во французском аналитическом «Обзоре моды за 100 лет» Вячеслав Зайцева значился среди самых выдающихся модельеров мира.

IMG_0636

IMG_0660

В 1982 году он становится художественным руководителем «Московского Дома моды», а с 1988-го является его бессменным директором. В Доме моды, получившем имя «Слава Зайцев», создаются авторские коллекции haute couture и prêt-à-porter, совершенствуется неповторимый «стиль Зайцева», по определению самого маэстро, консервативный, соединяющий современность и классику. Его видение моды – утонченная женственность, спортивная романтика, вальяжность.

В январе 1988 года  Зайцев впервые побывал в Париже по приглашению M-me Carven, главы знаменитого Модного дома. После встреченного овацией показа коллекции haute couture «Русские сезоны в Париже» в театре Marigny на Елисейских полях российскому модельеру от имени мэра французской столицы Жака Ширака вручили медаль и диплом о присуждении звания почетного гражданина Парижа.

IMG_0906

Всю жизнь Зайцев хранит верность традиционному русскому костюму и демонстрирует красоту народных мотивов в одежде за пределами России. По словам художника, русская тема является для него глобальной в XXI веке, и каждый сезон он посвящает возрождению народных традиций России в новом прочтении. Несомненно, благодаря творчеству маэстро внутри страны и за рубежом во многом изменилось отношение к русскому костюму: из разряда продукции народных художественных промыслов он был возведен в ранг высокого искусства. Первый российский кутюрье, признанный в Европе, Америке и Азии, единственный наш соотечественник, победивший в конкурсе «Пять лучших модельеров мира» (1989), Зайцев внес выдающийся вклад в мировую моду. Выставка в Государственном Эрмитаже – лучшее тому подтверждение.

Среди многочисленных посетителей на ее открытии было немало молодых дизайнеров. На вопрос «Что бы вы особо отметили из показанных арт-объектов и могли бы  использовать в собственном гардеробе?»  представительницы известного петербургского модного дома сказали, что восхищены качеством исполнения работ, а для себя охотно позаимствовали бы отдельные детали костюмов.

Будем надеяться, что Вячеслав Зайцев наряду с петербургскими дизайнерами одежды выступит в роли мецената и пополнит собрание современного костюма Государственного Эрмитажа предметами  своего изысканного мастерства.

ЗАЙЦЕВ

Кураторы выставки,  организованной при поддержке компании «Panasonic Россия», – Вячеслав Федоров, заведующий отделом истории русской культуры и Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Фото: Евгений Синявер