Блеск янтаря в интерьерах дворца


Ровно двадцать лет назад, 31 мая 2003 года, в музее-заповеднике «Царское Село» открылась воссозданная Янтарная комната. За это время ее увидели 23,7 млн человек. Возрождение шедевра длилось более двадцати лет и потребовало шесть тонн янтаря. Тем, кто участвовал в восстановлении легендарного интерьера Екатерининского дворца, музей посвятил фотовыставку «Янтарная комната. Люди эпохи возрождения», открывшуюся в павильоне «Адмиралтейство» в Екатерининском парке.
– Янтарная комната для нас – больше, чем жемчужина музея. Это символ потерь в годы Великой Отечественной войны. Это свидетельство высочайшего мастерства российских реставраторов. Это пример подвижнического труда сотен людей – музейщиков, исследователей, меценатов, мастеров, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире произведение из янтаря такого масштаба – первоначально находился в Третьем Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны «диковину» доставили в Царское Село и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарное чудо» не удалось эвакуировать. Снятые со стен янтарные панели вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кёнигсберг. Местонахождение подлинной Янтарной комнаты остается одной из главных загадок XX века.
В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты. В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белые фотографии янтарной отделки комнаты, цветной автохром 1917 года, фиксационная акварель Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля с утратами набора, и более 60 мелких кусочков янтарного декора. Невероятно сложную задачу выполнили российские реставраторы – специалисты Царскосельской янтарной мастерской.
– Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера тоже создали уникальное произведение декоративного искусства, – заверял Александр Кедринский (1917 – 2003), автор проекта реставрации Янтарной комнаты.
Обнаруженная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» подтвердила уникальность метода воссоздания мозаик современными мастерами. Сложный и долгий способ научной реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась школа мастеров художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики, возродивших утраченные ремесла и технологии XVII–XVIII веков.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце восхищает современников так же, как восхищало всех, кто видел в разное время подлинный интерьер. Это самый желанный объект посетителей музея-заповедника «Царское Село» и главная цель каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца. В 2022 году, при поддержке компании «Газпром», музей создал виртуальную версию Янтарной комнаты. Теперь точную интерактивную модель шедевра могут увидеть те, у кого нет возможности приехать в музей.
Для «Русского Мецената» этот возрожденный общими силами шедевр имеет особое, символичное значение. Фрагмент Янтарной комнаты был размещен на обложке первого номера альманаха «Русский Меценат» (июнь 2008 г.).