Искусство звериного рода

 

В Доме-музее П.П. Чистякова (Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московское шоссе, 23) открывается выставка «В чем звериного рода искусство состоит?». В экспозиции представлена живопись и графика Фридриха Гауермана из собрания Музея Академии художеств.

Фридрих Гауерман (1807–1862) — известный австрийский анималист и пейзажист, яркий представитель стиля бидермайер, родился в Шойхенштайне на ферме Пихль. Первоначально учился живописи и рисованию у своего отца, художника Якоба Гауермана (1772–1843). В 1827 году окончил Венскую академию художеств. Покоренный красотой Альп, он много работал на плэнере, совершая длительные поездки по Тиролю, Штирии и окрестностям Зальцбурга. Его картины с изображением местных пейзажей, животных и сцен из народной жизни служили прекрасным украшением интерьеров и приобрели большую популярность. В 1830–1840-х годах он получал много заказов от европейской аристократии и богатой буржуазии Великобритании, Германии, Франции, Италии и России. В поисках натуры, художник совершает путешествия по Австрии, Германии и Италии.

Гауерман тяготел к особой разновидности пейзажной живописи, которую можно назвать «жанровым пейзажем». Здесь задействованы более крупные и выразительные фигуры зверей и охотников, позволяющие превратить пейзажное изображение в сюжетную картину. Часто эти сцены насыщены исключительным драматизмом. Искусство Гауермана восходит к голландской и фламандской живописи «золотого» XVII века с добавлением декоративности и зрелищности позднего бидермайера. В конце 1840-х годов он все более отходит от светской жизни, подолгу живет на родине.

После смерти художника осталось более тысячи живописных полотен и рисунков, распроданных его вдовой с аукциона. В 1870 году в честь Фридриха и Якоба Гауерманов в Вене была названа улица — Гауермангассе (Gauermanngasse).

В собрании Музея Академии художеств хранятся живописные и графические произведения мастера, переданные сюда в 1934 году, когда восстанавливался музей Всероссийской академии художеств. Это поступление продолжило традицию пополнения собрания картинами анималистического жанра. Она была заложена еще в XVIII веке, когда в Императорской Академии художеств был открыт класс «зверей и птиц», которым руководил придворный живописец И. Ф. Гроот. Немного позже появился батальный класс, где будущих художников учили изображать лошадей и сцены военных сражений. Особую популярность этот класс приобрел во второй половине XIX столетия.

Выставка начнет работу 21 июня в 10.30.

Пресс-служба Музея Академии художеств