Даниил Хармс ответил на все вопросы


В Санкт-Петербурге состоялись «Большие гастроли» Московского театра «Эрмитаж», организованные, согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры. На сцене Молодёжного театра на Фонтанке прошли показы спектаклей по Даниилу Хармсу «Меня нет дома» и Юрию Олеше «Три Толстяка», причем первый из них – завершение триптиха по произведениям Даниила Хармса, начатого легендарными постановками «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» с участием Любови Полищук и Романа Карцева (1982) и «Белая овца» (2000).

На предшествовавшей гастролям пресс-конференции московские гости выразили искреннюю благодарность Молодёжному театру на Фонтанке и его художественному руководителю Семёну Спиваку за возможность сыграть свой спектакль именно на этой сцене. Ведь эти театры – давние друзья, которым проект «Большие гастроли» помог, к радости зрителей, увидеться снова. В 2010 году Молодежный гастролировал в Москве: в театре «Эрмитаж» играли спектакли «Школа налогоплательщиков», «Иов», «Поздняя любовь». В 2017 году художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин показывал на сцене Молодёжного театра спектакль «Дон Кихот». Тогда встретились и обменялись шлемами Дон Кихот Молодежного театра Андрей Шимко и Дон Кихот театра «Эрмитаж» Борис Романов. В 2019 году на сцене Молодежного театра был показан спектакль «Цари» в постановке Михаила Левитина. В его основе — поэтические трагедии двух Александра Пушкина («Борис Годунов») и Сергея Есенина («Пугачев»). Спектакль проходил в рамках Театральной олимпиады.


Театры сближает не только тот факт, что оба они находятся в саду. Их роднит глубокая внутренняя духовная и художественная связь. И Спивак, и Левитин прежде всего — сочинители. Сочинители сценического текста. Не интерпретаторы, не ниспровергатели, не «взломщики». Они с уважением относятся к автору, при этом сохраняют верность собственному взгляду на театр и творческому стилю. Семен Спивак был занят на Петербургском экономическом форуме и приехал лишь в самом конце пресс-конференции, а вот что сказал, предваряя гастроли, Михаил Левитин, для которого Санкт-Петербург – «город Пушкина и Хармса»:

– Обэриуты, люди 1920-30-х годов, — они объяснили мне, дали ответы на вопросы: зачем я живу на этом свете? Зачем я хотел такой «странный» театр создавать? Имею ли я право создать «странный» театр? Имею ли я право оставаться клоуном всю мою жизнь? Что такое клоун, в конце концов? На все эти вопросы отвечал Даниил Хармс. Заискивание, лесть, желание быть в кругу славы — не было свойственно этим людям.
Я поставил всего Олешу, всё, что у него было. Его мало кто ставил. Последнее, что я не успел, — «Три Толстяка» поставила моя ученица Алевтина Пузырникова в рамках проекта «Театр Михаила Левитина глазами его учеников».
То, что ты любишь больше всего на свете, должно присутствовать в твоей жизни, в жизни твоих зрителей и твоих актёров.