В Невской куртине Петропавловской крепости (Государственный музей истории Санкт-Петербурга) открывается выставка из собрания Государственного музея А. С. Пушкина в Москве «Шедевры московской пушкинианы». Возможность увидеть лучшие экспонаты московского музея: живописные и графические портреты А. С. Пушкина и его современников, виды России пушкинского времени, редкие книжные издания, предметы декоративно-прикладного искусства – подарок петербуржцам ко Дню рождения города. Празднование его традиционно начнется в Петропавловской крепости с торжественной церемонии на Государевом бастионе и полуденного выстрела сигнальных орудий, а продолжится возложением цветов к надгробию основателя Санкт-Петербурга, императора Петра I и открытием «пушкинской выставки».
Особый интерес вызывают прижизненные портреты поэта, прежде всего миниатюрный портрет А. С. Пушкина-ребенка работы К. де Местра, ставший символом московской пушкинианы. Он был написан художником в 1800–1802 годах в Москве, где поэт родился и провел первые годы своей жизни. Согласно легенде, Н. О. Пушкина подарила его С. М. Великопольской, дочери семейного врача и друга Пушкиных профессора М. Я. Мудрова, и более ста лет портрет хранился у ее потомков. Еще одно прижизненное изображение поэта – миниатюра, выполненная И. И. Вивьеном также в Москве в 1826 году по возвращении поэта из Михайловской ссылки. В том же ряду копия портрета А. С. Пушкина с оригинала О. А. Кипренского, сделанная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу П. А. Вяземского. Она получила название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземских Остафьево.
На живописных парадных и камерных портретах запечатлены представители русского дворянства XVIII–XIX веков. Наряду с работами хорошо известных русских и иностранных мастеров, здесь и произведения крепостных художников и неизвестных портретистов. Привлекают внимание изображения друзей, родственников и светских знакомых А. С. Пушкина: А. А. Андро (урожденной Олениной), В. Ф. Гагариной, Н. П. Голицыной, И. И. Дмитриева, Н. Н. Пушкиной–Ланской, А. А. Суворова–Рымникского и других. Особое место занимают портреты ближайших родственников известной «московской старожилки» Е. П. Яньковой, автора мемуаров «Рассказы бабушки…» – своеобразной энциклопедии дворянской жизни.
Атмосферу эпохи помогают почувствовать живописные полотна с изображениями Москвы 1800–1840-х годов; Санкт-Петербурга второй половины XIX века; видами Кавказа, а также редкие книжные издания и предметы декоративно-прикладного искусства, в частности, шедевры «золотого века» французской бронзы – канделябры, вазы, часы…
В свою очередь, Государственный музей истории Санкт-Петербурга открыл в мае в стенах Государственного музея А. С. Пушкина выставку «Старый Петербург в коллекции князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова» из своих фондов. На ней представлено около 120 произведений оригинальной и печатной графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII – середины XIX вв.