Государственный музей-заповедник «Царское Село» впервые обратился к теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев. Экспозиция «Особняк Кочубеев. “Дворянское гнездо” в Царском Селе» включает более 100 предметов – образцы живописи, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура, дающие представление о неповторимой атмосфере придворного быта. Выставка – совместный проект ГМЗ «Царское Село» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в состав которого в 2012 году вошли особняк Кочубеев и располагавшийся в нем с 1987 года Учебный центр подготовки руководителей. Таким образом, реликвии были доступны только достаточно узкому кругу участников образовательных программ университета.
Руководство вуза приняло решение познакомить с уникальной коллекцией широкий круг людей, интересующихся российской историей. Как сказал «Русскому Меценату» президент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Александр Ходачек, университет заинтересован в том, чтобы это знакомство продолжалось как можно дольше. Что ж, выставка продлится до 30 сентября 2017 года, а там – видно будет…
Переступая порог Зубовского флигеля, многие посетители наверняка вспомнят пушкинское «Богат и славен Кочубей…» – начало поэмы «Полтава». Это – о самом известном представителе знатного рода: Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судья Малороссии, был казнен гетманом Мазепой в 1708 году. После вскрывшейся измены Мазепы Петр I пригласил на государеву службу детей и внуков В.Л. Кочубея.
Один из его прямых потомков Василий Петрович Кочубей, петербургский аристократ, действительный статский советник и главный церемониймейстер Двора Его Императорского Величества, с «высочайщего разрешения» Николая II возвел в 1911–1913 гг рядом с Екатерининским парком каменный особняк – настоящий дворец в миниатюре, с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в стиле неоклассицизма и роскошными интерьерами, несмотря на последующие испытания, в основном дошедшими до наших дней.
По воспоминаниям современников, «особняк был наполнен музыкой, смехом детей, звонкими голосами гостей и необыкновенным радушием самих хозяев». Глава семьи, как и все Кочубеи, получил прекрасное образование – окончил Санкт-Петербургский университет «по разряду естественных наук»; свободно владел семью иностранными языками, из них пятью – восточными. От отца унаследовал – и пополнял – коллекции живописи, графики, бронзы, мебели, минералов и обширную библиотеку, главной его страстью были книги.
После революции нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил Кочубею должность в Народном комиссариате иностранных дел, на что Василий Петрович ответил: «Я присягал Государю и на другое правительство работать не буду». В 1918 году он вынужден был эмигрировать. По легенде, покидая свой царскосельский дом, Василий Кочубей оставил в прихожей записку: «От России получил – России возвращаю». Умер он в 1940 году, похоронен в Варшаве на православном кладбище.
Особняк был национализирован. В 1927-м в нем разместился Дом ветеранов революции 1905 года. В 1941–1944 гг, во время оккупации г. Пушкина, в здании располагалась тайная канцелярия гестапо (отделка этих двух помещений безвозвратно утрачена). В 1947–1948 годах особняк реставрировали и разместили в нем Дом отдыха для работников Ленинградского обкома КПСС. Бывали здесь и высокие московские руководители, в частности, любил останавливаться «главный идеолог» КПСС М.А. Суслов. Убранство «дворянского гнезда» явно впечатляло и партийных бонз…
Организаторам выставки удалось в сравнительно небольшом пространстве воспроизвести знаковые интерьеры особняка, в то же время заметно, что часть демонстрируемых предметов, особенно мебель, нуждается в реставрации.
В числе истинных шедевров – каминные часы из бронзы в стилистике второго рококо – прекрасный образец изделия самого известного петербургского бронзовщика середины – второй половины XIX века Феликса Шопена. C 1843 года и на протяжении более 40 лет его фабрика была крупнейшим производителем художественной обстановочной бронзы, работала по заказам Императорского и великокняжеских дворов.
Напольная ваза эпохи модерн с изображением зимнего пейзажа (Россия, Санкт-Петербург, 1910-е) изготовлена на Императорском фарфоровом заводе и весьма характерна для фарфоровых произведений того времени. Роспись, вероятно, выполнена одним из ведущих художников фарфоровой мануфактуры Григорием Зиминым (1875–1958), создавшим большое количество эскизов с пейзажными сюжетами и виртуозно владевшим техникой подглазурной росписи.
Автор мраморного бюста женщины под покрывалом (Италия, Рим (?). 1881) – выдающийся скульптор из плеяды русских «итальянистов» Виктор Бродзский (1826–1904). Его работы отличают виртуозное мастерство обработки мрамора, умение использовать все фактурные возможности материала. Произведения Бродзского – пример хорошего вкуса, классической правильности форм и выразительности образов. Парадную лестницу Екатерининского дворца украшают две скульптуры Бродзского – «Спящий амур» и «Просыпающийся Амур».
В экспозиции представлены также кресла из Игральной комнаты цесаревича Алексея в Александровском дворце.
Почетными посетителями выставки стали члены Клуба друзей ГМЗ «Царское Село», отметившего первый юбилей – десятилетие.
Фото: отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»