В московском Центре современного искусства ВИНЗАВОД открылась выставка «Футбол – Хоккей», объединившая актуальное искусство и самые популярные виды спорта.
Организаторам из ВИНЗАВОДа и компании VLADEY удалось собрать под свои знамена настоящую команду чемпионов – элиту современных российских художников. Среди них Дмитрий Аске, Сергей Братков, Дмитрий Гутов, Павел Пепперштейн, Георгий Пузенков, Олег Целков, Сергей Шаблавин, Сергей Шеховцов и другие. В экспозиции более ста работ – живопись, фотографии, скульптура, инсталляции на тему спорта. На открытии выставки, кроме авторов, искусствоведов и журналистов присутствовали именитые в прошлом футболисты Игорь Корнеев и Евгений Ловчев.
– Наша компания всегда за пропаганду современного искусства, его идей и новых форм, привлечение новой публики. Тема спорта, особенно его игровых видов, привлекает внимание, интригует и заставляет шевелиться. Футбол — отлично, хоккей — великолепно, искусство — ещё круче! – сформулировал основатель VLADEY, предприниматель и коллекционер Владимир Овчаренко.
– Тема футбола и хоккея, как часть массовой культуры, ассоциируется с узнаваемыми образами и символикой, доступными каждому зрителю, болельщику, фанату, – отметила президент Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД Софья Троценко. – Для всех нас визуальное представление о футболе или хоккее — это, прежде всего, картинка телетрансляции, давно устоявшийся образ. Поработать с такой, на первый взгляд, тривиальной темой — смелый вызов художникам contemporary art, это как для спортсмена – взять высоту. Тем интереснее увидеть финальный результат.
Участники выставки также высказались о проекте «Футбол – Хоккей», своих произведениях и связи спорта с искусством.
– Мне показалось забавным, если икона искусства Мона Лиза будет держать в руках символ сегодняшнего спорта — футбольный мяч, – признался Георгий Пузенков. – Искусство, как и спорт, призваны порождать комментарии, и чем больше, тем лучше. Мона Лиза с мячом – это link, призыв задуматься. Фактически я свел тему искусства и спорта к символической абстракции, «поженил» их архетипы.
– Спорт воспринимается как битва молодых и сильных, – отметил Сергей Шеховцов. – А моя работа не про хоккей, она про одиночество. Захотелось крупным планом показать состояние игрока в момент принятия решения, от которого зависит исход матча. Даже когда кажется, что стоишь на крепком льду, стоит камере взять общий план, выясняется, что ты одинокий айсберг в океане.
Сергей Пахомов поведал, что работает со словами и видит в них разные скрытые смыслы, которые отражает в своих картинах. Так, в слове «клюшка», по его ощущениям, заложено много агрессии. Это не только спортивный инвентарь, но и своего рода кочерга, крюк, инструмент для проведения абортов в средние века. Если же произнести медленно «клюш-ка», то в памяти всплывает название палочки, на которую опирались старики, ее так и называли в советское время.
– На футбольном поле миллионеры гоняют мячик, а бедные художники пишут картины, – констатировал Миша Most. – И вопрос, какое из искусств является элитарным, остается открытым. Здорово, если бы современное искусство было так же популярно, как футбол, и люди ходили на выставки как на стадионы.