Инфантильность на все времена

В театре имени В.Ф. Комиссаржевской 23 и 24 ноября состоится премьера спектакля «Обломов» по одноименному роману Ивана Гончарова. Постановка и инсценировка Леонида Алимова. Сценография и костюмы заслуженного художника РФ Владимира Фирера. В заглавной роли – Егор Бакулин, в ролях заслуженные артисты России Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Евгений Иванов и другие.

Почему сегодня возникает тема «обломовщины»? Почему нас вновь волнует роман Ивана Гончарова, написанный 160 лет назад? Об этом размышляет режиссер Леонид Алимов:

В каждую историческую эпоху, в каждый временной промежуток поразительно меняются оценки главного героя и всех персонажей романа. Эта удивительная история происходит с любым большим произведением литературы, а с этим особенно. После выхода этой книги русская литературная критика сделала шаг буквально на столетие вперёд. Практически все, кто на тот момент представлял цвет русской критической мысли, высказали своё отношение к «Обломову», начиная с Белинского. Почему? Потому что поразительно сам герой задевает струны русской души своим существованием. Каждая эпоха видит в нём или отрицательного, или положительного персонажа, так или иначе невероятно созвучного данному отрезку истории.

Недаром такой успех в 1970-е годы был у блестящего фильма Никиты Михалкова. Оказалось, что роман, перешедший в фильм, – и про мужскую дружбу, и про непротивление злу насилием, и про то, о чем я сегодня хочу рассказать в спектакле вместе с артистами. Вижу их отклик на свои мысли: можно ли сейчас, в век абсолютного торжества социальных сетей над волей человека, его разумом, временем, отстраниться от наших безумных ритмов, что-то противопоставить тому, что стало, к сожалению, абсолютной необходимостью и главным мерилом успеха? Можно ли отказаться от финансового благополучия, зарабатывания денег, сделать смыслом жизни созерцательность и «ничегонеделание»?

Когда начинаешь погружаться в историю Обломова, его невероятно внутреннего мира, его размышлений, его любви с Ольгой и взаимоотношений со Штольцем, Пшеницыной, он нам сразу становится важным как большая личность, как срез русского характера в каких-то своих высших проявлениях. Отсюда такая популярность романа и главного героя. Может быть, не буду оригинальным, но другой, причем положительный герой романа – это Штольц. В нем (об этом, по крайней мере, мы делаем спектакль) и Обломов, и сам Гончаров видят новый тип русского человека, грезят о нем. Этот человек – православный, честный, добрый и вместе с тем невероятно предприимчивый: с немецкой жилкой, но с русскими страстями и мыслями; русский по определению, хотя он и полукровка. При этом для нас и для Гончарова остается главным героем этот мягкотелый, толстый человек, лежащий на диване, с огромным добрым сердцем, с лучшими чертами русского народа, «с голубиной душой».

С одной стороны – добрый, незлобивый, не хам, с другой – абсолютно не приспособленный к жизни. Инфантильный – за это слово я хочу зацепиться: мне кажется, этот роман всегда востребован, потому что в разные времена встает вопрос о мужской инфантильности. И каждое время предъявляет свои претензии к инфантильности мужчин, определяет ее степень по-разному. Особенно это «выстреливает» в нынешнем веке женского доминирования или желания доминировать, в период, как мне кажется, победившего феминизма. Этот процесс идет, а вот куда приведет, еще непонятно…