Лионский зал вернули в экспозицию

Лионский зал. Л. Премацци, 1858

Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова (после масштабной реставрации, выполненной на средства «Газпрома», открылась для посетителей в апреле этого года) и Лионский зал. Прорыв в возрождении зала стал возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и корпоративного Фонда ENGIE (Франция).

Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го, архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но и счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала акварель Луиджи Премацци (1858 г.), а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Лионский зал во время реставрации

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. В 2005 году удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке благотворительного фонда «Транссоюз» были восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.

В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE, начался новый большой этап работ. «Газпром» предоставил средства на воссоздание живописи плафона и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на монтаж обивки стен и изготовление портьер из лионского шёлка, басонных изделий (кисти, тесьма) по историческим образцам.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы, а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала  французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон». Шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала. Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, работы с шелком – специалисты компании «Альпина».

– Реставрация Лионского зала – это событие в мировой культуре, – отметила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.
– Лионский зал – это наш Монблан, и сегодня он покорен, – заявила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
– Событие, на котором мы присутствуем, действительно можно назвать историческим, – сказала зам. председателя правления «Газпрома» Елена Бурмистрова.

Лионский зал после реставрации

Источник: отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село».