Новые тренды: эффективность и соучастие

Ключевая часть программы ежегодной конференции Содружества Добрых городов, которая пройдет 20-21 октября в Санкт-Петербурге, будет посвящена технологии реализации и эффективности совместных инициатив в сфере благотворительности. Современное общество развивается так стремительно, а количество глобальных социальных и экологических проблем так велико, что их не решить без интеграции усилий и ресурсов филантропов, общественных активистов, представителей бизнеса, социальных предпринимателей и обычных жителей. Во второй день одного из крупнейших в России форумов по благотворительности будет организован круглый стол для представителей бизнеса. Участники обсудят вопросы развития региональной благотворительности, корпоративного волонтерства и выстроят модели сотрудничества.

– Мы рады, что идею провести круглый стол поддержали такие компании, как «Лента», «Трансойл», «Северсталь», «ОМК» и «Хейнекен», которые серьезно и вдумчиво занимаются программами развития регионов, – рассказала координатор конференции Дарья Буянова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Добрый город Петербург». – К нам присоединятся коллеги из фонда «Социальный навигатор» и региональных благотворительных организаций. Все, кто связан с благотворительностью в России, отмечают, как профессионализировался сектор, возникла новая волна его развития: в отрасль пришли молодые, энергичные лидеры, хорошо дополняющие более опытных экспертов. Мы готовы поделиться технологиями и успешными кейсами взаимодействия с бизнесом, совместные проекты с которым реализуем по всей России. Так, например, в гипермаркетах «Лента» 14-и городов страны проходит фестиваль «Добрые города»: покупатели жертвуют приобретенные товары нескольким фондам. За один день помощь может быть оказана людям старшего возраста, многодетным семьям, детям с особенностями развития и тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Важной темой круглого стола станут тренды современной российской филантропии, главный из которых – тренд соучастия. Благотворительные проекты служат удобной площадкой для объединения разных общественных сил. Да и сами некоммерческие организации активно пользуются инструментами бизнеса, волонтерской деятельности и социального предпринимательства, о чем представители фондов расскажут на конференции. В отрасли появляются новые профессии, такие как социальный аниматор или менеджер местного сообщества. А конечным продуктом многих благотворительных программ становится не только помощь нуждающимся, но и улучшение качества жизни горожан в целом, трансформация всей среды и человеческих взаимоотношений в ней.

Как считает Дарья Буянова, вопреки стереотипу о низком уровне социальной активности российских компаний, бизнес становится все более общественно зрелым. Два из трех предприятий в России занимаются благотворительностью. Причем им интересно не просто выделять деньги, но и развивать местные сообщества, заботиться о благополучии своего окружения. На конференции сотрудники компаний расскажут, почему их привлекает благотворительность, какие привилегии эта деятельность приносит их бизнесу, репутации, положению на рынке, как она в целом меняет окружающую жизнь. Ведь от общего состояния среды в конечном итоге зависит успех их дела и уровень продаж.

Другое дело, что в хаотичном мире филантропии без профессиональной подготовки ориентироваться сложно. В России многие потенциальные доноры просто не понимают, что жертвовать, кому и в какой форме. Участники круглого стола обсудят возможности благотворительной деятельности для бизнеса, способы управления сообществами и взаимодействия с ними, поговорят о том, как сделать филантропию корпоративной культурой. Особенно актуально эти вопросы прозвучат для тех представителей бизнеса, которые пока только смотрят в сторону сотрудничества с НКО.

– Сегодня игроками или агентами общественных изменений становятся совершенно разные по типу организации – часто это неформальные группы жителей, – отметила Дарья Буянова. – Показательный пример в Петербурге – общественный проект «Велосипедизация», который занимается популяризацией велосипедного движение в городе и добивается обустройства специальных дорожек. Или проект пенсионерки Марины Фадеевой, которая стала обладателем гранта конкурса «Активное поколение» фонда «Добрый город Петербург» в 25 000 рублей и организовала в муниципалитете в Красносельском районе на эти деньги раздельный сбор мусора. Добрые города и поселки помогают выстроить диалог с жителями и уже выходят за границы только благотворительности, становятся более соучаствующими.

В целом отрасль, по мнению Дарьи, переживает новый век развития: серьезная финансовая поддержка через Фонд президентских грантов позволяет тысячам организаций и людей действовать. В связи с этим актуальна задача – выстроить эффективную горизонтальную коммуникацию между разными участниками гражданского общества.

Уже не первый год лейтмотивом конференции Содружества Добрых городов становится глобальная проблема инвестирования в будущее, курс на устойчивое развитие региональной благотворительности в стране. Именно такой подход к филантропии лежит в основе концепции фонда «Добрый город Петербург», которому интересно не просто собирать частные пожертвования, а развивать культуру повседневной благотворительности. В этом году организаторы намерены поднять эту тему на новый уровень – на основе современных тенденций разработать стратегию взаимодействия бизнеса и НКО, договориться о взаимовыгодных проектах и увидеть дальний горизонт общественных перемен.

Альманах «Русский Меценат» – партнер конференции