Подлинно то, что спонтанно

Вчера в санкт-петербургском арт-пространстве «ДК Громов» в рамках проекта «Многообразие фортепиано» выступил со своими спонтанными импровизациями новосибирский композитор и пианист Роман Столяр. Впрочем, его уже вполне можно называть человеком мира.

Столяр – участник фестивалей и конференций, посвящённых джазовой и импровизационной музыке, в двадцати странах, включая США, Китай, Японию и страны Европы. Он автор семинаров и мастер-классов по коллективной импровизации в учебных заведениях России, Швейцарии, Франции, Италии и Америки, на независимых площадках Германии и Австрии. В списке музыкантов, с которыми сотрудничал Роман, столь известные импровизаторы, как Уильям Паркер, Доминик Дюваль, Оливер Лейк, Винни Голиа, Томас Бакнер, Сьюзен Аллен, Ассиф Цахар, Сергей Летов, Алексей Круглов, Владимир Чекасин, Владислав Макаров и другие. Его книга «Современная импровизация, практический курс для фортепиано» стала первым учебным пособием по свободной импровизации, написанным российским автором. Роман Столяр — член Союза композиторов России, почетный член Международного общества импровизационной музыки.

Слушатели вчерашнего концерта могли убедиться, что вдохновенные импровизации Романа Столяра – это всегда исследование возможностей фортепиано во всём разнообразии звуковых приёмов и техник. В течение часа непрерывной игры превращенный стараниями художника Юрия Штапакова в оригинальный арт-объект рояль «Красный октябрь» 1950-х годов испытывал под руками музыканта нешуточную нагрузку. Подручными средствами для него послужили флейты, монетки и даже пластиковый пакет. После выступления Роман раскрыл завороженной аудитории некоторые секреты своего исполнительского мастерства. Как выяснилось, его композиции не имеют названий, неповторимы и непредсказуемы, каждый слушатель находит в них что-то свое, а сам импровизатор по ходу исполнения решает лишь «технические вопросы».