Английская реликвия, ставшая достоянием российского музея
…Во время коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны, проходивших в Москве в 1742 году, в Грановитой палате состоялся праздничный прием. Современник отмечал, что около центрального стола были поставлены золотые и серебряные сосуды, между которыми «примечанию больше прочих достойна передача серебряная чрезвычайной величины и зело изрядной французской работы, которая весит 13 пудов 28 фунтов 48 золотников». Что же такое передача?
На картинах старых мастеров, изображающих пиры, можно видеть большие чаши (со льдом), стоящие на полу возле столов. Слуги вынимают из них бутыли, фляги или кувшины с охлажденным вином и наполняют бокалы пирующим. Эти передачи-холодильники были в употреблении в основном до первой половины XVIII века. Затем они вышли из моды и сохранились до наших дней в незначительном количестве. Уникально в этом плане собрание Эрмитажа, в котором имеются пять великолепных лоханей-холодильников, четыре из них английской работы. Вообще, эрмитажная коллекция английского серебра — одна из крупнейших за пределами Англии. Она создавалась за счет дорогих заказов императорского двора крупнейшим лондонским мастерам серебряного дела. Одна только передача Джернигема — Кендлера — уникум, подобного которому нет ни в одном музее мира.
(В исторических документах встречается разное написание фамилии Джернигем: Джернингем, Джеррингем, Джаррингем, но безусловно речь идет об одном человеке).
Это овальная чаша с большими чеканными медальонами на передней и задней сторонах. Она стоит на четырех фигурах присевших и оскаленных пантер, сцепленных между собой и с передачей цепями. Основание передачи склепано из четырех частей, имитирующих землю, с литыми фигурками ящериц и лягушек. Мощные волютообразные ручки несут на себе полуфигуры Вакха и Вакханки, или Деметры, с виноградными гроздьями.
Овальные рельефы на корпусе представляют вакхические сцены с детьми. На дне передачи гравирована трельяжная сетка с ленточным орнаментом и растительными завитками по периметру, по углам — фонтаны и вазы с цветами и морскими существами.
Передача впечатляет не только размерами, но и сложностью исполнения. При ее создании использованы, по сути, все техники, известные в искусстве серебряных дел, — литье, чеканка, гравировка. Образно-тематическая сторона шедевра вполне прозрачна и легко расшифровывается. Авторы создали поэму в серебре в честь бога вина Диониса (Вакха), тесно связав все элементы декора с назначением вещи. Вакх олицетворяет осень, Деметра, богиня плодородия — лето. На рельефах в изобилии представлены спутники Вакха — пантеры и козлы, юные фавны. Пантеры — негреческие животные — естественны для «пришлого» бога Вакха, чей культ занесен с Востока. Именно пантеры обычно тянут колесницу, на которой восседает это божество. Также характерно для дионисийских шествий присутствие козлов — постоянных спутников Диониса, служивших и традиционной жертвой, приносимой этому богу. Прекрасные фигуры, украшающие ручки передачи, логически завершают идейную и конструктивную композицию.
История приобретения столь необыкновенной реликвии Русским императорским двором до сих пор не совсем ясна. В 1741 году указом Елизаветы Петровны она была объявлена собственностью казны, а до этого находилась в комнатах принцессы Анны Леопольдовны.
А вот история создания передачи хорошо известна благодаря исследованиям английских авторов, начавшимся в 1880 году. Причем в 1881 году, подавая заявку на снятие гальванокопии для Музея Виктории и Альберта в Лондоне, сами англичане еще не знали, что передача английской работы. В 1882 году она поступила из серебряной кладовой Зимнего дворца в Императорский Эрмитаж как произведение французского мастера. Вскоре У. Криппс, считавший эту чашу крупнейшим и искуснейшим образцом серебряной утвари, опубликовал ее историю на тот момент. Ч. Дж. Джексон одним из первых сообщил о стоимости серебра — 2 тысячи фунтов, ушедшего на создание передачи, ее необычном весе — около 8 тысяч унций и вместимости 60 галлон. После Второй мировой войны Н. M. Пензер сообщил сведения о мастерах, работавших над ней, и опубликовал ее набросок, сделанный художником Джорджем Вертю. В 1956 году Дж. Тейлор писал, что отлить такую вещь было большим риском: только работа стоила несколько тысяч фунтов, исключая стоимость серебра. А. Гримуэд, единственный, кто отметил великолепную чеканку и гравировку на дне чаши, назвал создание передачи «большой остроумной шуткой».
В cвое время я предположила, что не только приобретателем, но и состоятельным заказчиком чаши был Русский императорский двор. Выяснилось, что это не так. В 1971 году М. Клейтон опубликовал заметку из еженедельника «Пчела»: «10–17 мая 1735 года: Сего дня г-н Джаррингем намерен доставить великолепную лохань, которую он только что закончил для г-на Менилла, в Сент-Джеймский Сад, где ее осмотрит Королевская Семья. Говорят, это самое замечательное серебряное изделие во всей Европе как по величине, так и по мастерству».
Подробная история великолепной чаши, которую из-за ее размеров сравнивали даже с ванной, стала известна благодаря П. Камерону, детально изучившему архивные источники и публикации в прессе того времени. Итак, инициатором создания передачи был банкир Литтлтон Пойнтц Менилл, которого активно поддержал ювелир и тоже банкир Генри Джернигем. Менилл видел передачу своего соседа Николаса Лейка, 4-го графа Скарсдейла, работы знаменитого Пола де Ламери, которая волею судьбы также оказалась в Эрмитаже, и возжелал получить «самую большую и самую красивую передачу из когда-либо сделанных».
Для исполнения передачи Джернигем выбрал известных художников Джорджа Вертю и скульптора Джона Михаэля Райсбрака, родом из Бельгии. На своем рисунке, представленном в 1740 году в Лондонское общество антикваров, Вертю написал, что Райсбрак был ответственным за исполнение моделей мужской и женской фигур ручек, так же как и рельефов, которые он выполнил в глине и воске. Серебряные работы, начавшиеся в 1730 году, делал мастер Чарльз Кендлер с помощниками.
Однако в 1734 году, по завершении передачи, которая была оценена в 8 тысяч фунтов стерлингов, Менилл отказался ее выкупить и затеял судебную тяжбу. Для создания передачи Джернигем заказал 4 тысячи унций серебра, но, чтобы в точности исполнить заказ, пришлось везти чашу на медеплавильный завод для наращивания серебра на ее стенки, где должны были быть рельефы. В результате Джернигем использовал еще 3 тысячи унций серебра. Кроме того, неприятности преследовали ювелиров — то разрушилась литейная форма и часть серебра вылилась из нее, то мастерская сгорела, пришлось строить новую. Наконец, Джернигем должен был платить двадцати работникам еженедельно на протяжении четырех лет создания передачи.
И суд решил, что заказчик Менилл не обязан выкупать ее, раз условия договора не были соблюдены. В поисках выхода Джернигем обращался в Букингемский дворец, предлагал купить ее различным иностранным государям через их представителей в Лондоне, в частности посланника России князя Антиоха Кантемира, но тщетно.
Наконец, в 1735 году Джернигем попросил парламент дать согласие на использование передачи в качестве выигрыша в лотерее, предназначенной для сбора средств на постройку моста через Темзу у Вестминстера. Однако ему было отказано. В 1736 году он организовал собственную лотерею, которая сорвалась из-за отсутствия подписчиков. Лишь в следующем году она состоялась, и в сопроводительном каталоге значилось: «(Джернигем, Генри). На продажу. Множество разнообразных золотых и серебряных тарелок, ювелирных изделий, медалей, других богатых и ценных вещей… среди которых большая и прекрасная передача из серебра. (Лондон, 1737)».
По случаю лотереи была выпущена медаль, выполненная главным мастером Монетного двора Джоном Сигизмундом Таннером по рисунку Юбера Франсуа Гравело. На медали была изображена королева Каролина, покровительствовавшая Джернигему в его предприятии. В итоге в ноябре 1737 года передачу выиграл майор Уильям Бэттин из городка Ист Марден в Сассексе. Вскоре холодильник у него выкупили, как писали газеты, за 5 тысяч фунтов, по всей видимости, русские агенты для императорского двора Анны Иоанновны, согласно указу которой за границей заказывались очень дорогие и крупные серебряные вещи.
…В Камер-фурьерском журнале за 1843 год имеется запись от 28 января о том, что в центре императорского стола стояла «большая серебряная чаша, у которой в подпорки четыре тигра с цепями, внутренность оной убрана живыми цветами». В «Описи разным серебряным и золоченым вещам по кладовой Зимнего дворца» за 1859 год читаем: «Передачи: Большая 90 пробы с фигурами чеканной работы, с бляхами и колесами медными и винтами железными — одна. Весом 13 пуд. 24 ф. 13 зол. внутри по борту виноградная лоза. № вещи 506. Принята в 1741 г. из Придворной конторы». Впоследствии бляхи и колеса удалили, и ныне серебряная реликвия «чрезвычайной величины» предстает перед посетителями Эрмитажа в первоначальном виде.
Марина ЛОПАТО, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Иллюстрации: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Русский Меценат» № 20, апрель 2015 г.