Прялки – гордость горожанина

А.Путорогин показывает применение клубочницы

А.Путорогин показывает применение клубочницы

Более 25 лет житель Санкт-Петербурга Андрей Путорогин собирает, реставрирует, создает технику для прядения и ручного ткачества. Мужчина ловко ткёт и прядет, вызывая восхищение домовитых женщин.

В его экзотической домашней коллекции – прялки, самопрялки, электропрялки, веретена, стильные подставки, чески, клубочницы, катушки, коклюшки, ткацкие станы (кросны), бердо, дощечки, ткацкие ножи, челноки, вилочки (для плетения шнуров и поясов), притужальники, держалки и тому подобные механизмы и инструменты. Какое счастье, что бывшие хозяева не выбросили их, а передали в заботливые руки Путорогина!
Что, как и почему?

Увидеть в комнате питерской коммуналки не одну, а сразу несколько прялок и самопрялок – праздник души! Кажется, не хватает только русской печки для полноты картины. Здесь русский дух и Русью пахнет, как в уютной крестьянской избе. Как владеющий этим «добром» горожанин приобщился к старинным предметам обихода?

– Рос я в интеллигентной ленинградской семье, родители были инженерами, прядением и ткачеством не занимались, – заверяет Андрей Путорогин. – На школьных каникулах я обычно ездил в деревню, на Орловщину. С восторгом наблюдал за традиционными занятиями мастеровых людей, владеющих несколькими ремеслами. Из разных пород дерева жители и храмы возводили, и соху ладили, и ложки вырезать умели. Волшебное лесное царство давало возможность творить все, что душе угодно. Вещи получались и красивые, и в хозяйстве полезные.

Коллекция прялок Путорогина

Коллекция прялок Путорогина

Горожанина поразило разнообразие предметов быта, рожденных на орловской земле, вдохновлявшей Тургенева, Лескова, Бунина… Детские впечатления не ушли бесследно. Получил техническое образование, стал квалифицированным автомехаником, затем автоэлектриком. Сегодня трудится на предприятии по изготовлению запчастей для электростанций.

– Однажды я долго наблюдал, как работает самопрялка в доме Музылевых, жителей деревни Давыдово Стругокрасненского района Псковской области, где был в гостях, – вспоминает Путорогин. – В тот момент и решил, что обязательно сделаю такую же, начав с колеса.

Так в 27 лет Андрей Путорогин попытался понять механизм вращения колеса, кручения нити и смастерить нечто подобное. Затея удалась, захотелось двигаться дальше. Ответы на многие вопросы находил в книгах об истории и технологиях ремесел. Теорию закреплял на практике. Если навыки прядения приобретал самостоятельно, то азы ручного ткачества на стане, на дощечках, плетение поясов постигал в этнологическом клубе «Параскева» в Российском этнографическом музее.

– В этноклубе я изучил процесс работы на ткацком стане, – говорит Андрей Анатольевич. – Облик стана практически не менялся с XIII до XIX в. Познал вместе с коллегами и секреты ткачества на дощечках и берде, сочетающего культуру славян, викингов, индейцев и греков, а также создание (пошив) восточнославянского костюма. Технологии плетения поясов, приемы ткачества, методику преподавания осваивал под руководством одного из основателей и идейных вдохновителей этноклуба Светланы Комаровой.

В творческой мастерской А.Путорогина

С чудо-техникой на «ты»

Редкое увлечение Андрея Путорогина стало образом жизни. На досуге он научился ловко ткать полотна, насундучники (полавочники), половики, дорожки, ткать и плести узкие (на дощечках) и широкие (на берде) пояса, тесьму. Уже более 15 лет преподает в этношколе «Параскева» ручное ткачество и прядение с веретеном и на самопрялке (его ученицам от 18 до 60 лет!), изготавливает из дерева приспособления для ручного ткачества и прядения, занимается их реставрацией.

– Мечтаю выполнить историческую реконструкцию английской самопрялки 1810 года, – делится планами обладатель раритетной коллекции. – С годами приобрел навыки как музейной реставрации, так и коммерческой, когда требуется восстановить функции агрегата по просьбам прях и ткачих, чтоб могли использовать его по назначению.

Несколько лет назад к Путорогину обратилась потомственная пряха из Всеволожского района Ленинградской области Татьяна Тяхт, которая долгие годы не расстается с любимым занятием, источником здоровья и заработка, прядет из кроличьего и козьего пуха, овечьей и собачьей шерсти, другого сырья. От бабушки Татьяне достались чески, веретено и две самопрялки, на одной из которых сломались катушки. Умелец согласился помочь. Его творческий почерк был заметен сразу, тем более что наравне с опытными пряхами мужчина, как оказалось, и прядет качественно. Он детально изучил проблему, определив, что за самопрялкой, пережившей столетний юбилей, трудилась левша. Для Татьяны, пряхи-левши, это было в самый раз. Мастер сделал четыре удобные и красивые деревянные катушки для прядения пуха, приладил их к старушке-самопрялке. Ему и самому этот «спецзаказ» был в радость.

– Прядение и ткачество теперь, скорее, увлечение, а веретена и прялки хранят в основном в чуланах и на дачах, как сувениры, в память о предках, – с сожалением говорит Андрей Анатольевич. – Нужно возрождать традиции, чтобы не превратиться в Иванов, не помнящих родства.

Катушки и клубочница

Катушки и клубочница

Коллекция в квартире

Словно по контрасту, эти, обычно пылящиеся в забытьи «обитатели» чердаков и сараев, у нашего прялочника красуются посередине комнаты.
– Большинство самопрялок в моем собрании родом из Псковской области, – рассказывает любитель старины. – Псковичи приобретали их, видимо, у соседей из Прибалтики, с которой были налажены экономические связи. Практически все в рабочем состоянии. С их помощью на курсах мои ученицы постигают секреты прядения. Нерабочая маленькая дубовая самопрялочка, пережившая блокаду, суровые военные и послевоенные годы, подарена мне в Петербурге лет 15 назад. Отдельно поместил ее на стену. Владелец рассказывал мне, что на этой «кормилице» пряли кроличий пух, вязали кофты, продавали их, выживая на вырученные средства.

Путорогин показывает новгородскую воробу (для сматывания пряжи в пасмы – части мотка), которую смастерил своими руками, украсив геометрической трехгранно-выемчатой резьбой при помощи ножа-косяка и стамесок. Подобные же узоры – на скамейке с навершиями в виде покровителей домашнего очага – коньков, на рогульках для прялок и деталях ткацких станов, на ремизках для перемещения (подъёма и опускания) нитей.

В резном орнаменте отражены образы природы: круги-розетки в виде солнца, источника тепла, света и радости на земле. Потрясающе смотрится кельтский орнамент на березовом бердечке (бёрдышке), приспособлении для ткачества. Не раз по просьбе рукодельниц Путорогин точил и коклюшки – по типу киришских, яблоневых и березовых. Все мелкие предметы он делает из цельного куска дерева, в основном березы, высушенного, упругого и твердого материала, податливого в обработке и наиболее доступного по цене в Ленинградской области. Именно из березы, как правило, кустари в старину точили детали для ткацких станов и прялок.

Самопрялка пережившая блокаду

Прядильно-ткацкий хайтек

Даже в век информационных технологий ткать и прясть можно «в ногу со временем». Андрей Анатольевич постоянно экспериментирует, привносит в старинные ремесла ноу хау.

– Точить деревянные спицы для самопрялки можно вручную, как деды и прадеды, а можно на станке с ЧПУ, что в разы экономит время. Гораздо быстрее и эффективнее проходит процесс черчения, моделирования будущего изделия с помощью компьютерных технологий. Тем самым освобождается пространство для творчества. Согласитесь, не зря ведь на смену ручным ткацким станкам пришли механические и электрические. Да, более шумные, но производительность у них гораздо выше. А кому-то по душе тихо поскрипывающая проверенная временем самопрялка с ее негромкой песней.

Елена ЧУЛКОВА
Фото автора и из личного архива А.А. Путорогина