У Третьяковки вслед за Эрмитажем появился эндаумент

Государственная Третьяковская галерея и Благотворительный фонд Владимира Потанина на Петербургском международном экономическом форуме объявили о формировании эндаумент-фонда. Первым взносом в него стало пожертвование Фонда Потанина в размере 100 млн рублей, продолжившее историю многолетнего сотрудничества с музеем. В то же время это стало возрождением прерванных традиций российского меценатства: по завещанию Сергея Михайловича Третьякова, проценты с его капитала направлялись на приобретение произведений русских художников для основанного им музея.

О необходимости создания эндаумента руководство Третьяковской галереи задумывалось давно. Однако окончательно определилось осенью 2018 года, после круглого стола с участием представителей ведущих музеев мира «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства» на Санкт-Петербургском культурном форуме. Организатором дискуссии был все тот же Благотворительный фонд Потанина, инициирующий создание и совершенствование российской законодательной базы и практическую деятельность в этой сфере.

Руководство Третьяковской галереи наметило цели, на которые будут тратиться доходы от эндаумента. Первая – пополнение коллекции музея, прежде всего коллекции современного искусства. Вторая – поддержка малых музеев Третьяковки. Эти дома, квартиры, мастерские известных художников прошлого неуклонно разрушаются. Пять из семи закрыты, финансирования на ремонт критически не хватает. Для каждого из двух целевых капиталов были выбраны компетентные, способные оправдать доверие доноров управляющие компании.

​– Я счастлива, что наш постоянный партнер Благотворительный фонд Владимира Потанина, как и в случае с запуском долгосрочной программы «Меценаты и дарители – Третьяковской галерее» (это была потрясающая работа Эрика Булатова «Картина и зрители»), стал первым, кто нас поддержал. Он сделал стартовое вложение и дал ценнейшие советы по работе с эндаументом, – отметила генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.

– Третьяковская галерея по праву считается одним из самых динамично развивающихся российских музеев. Горжусь, что часть инновационных решений – публичные дискуссии о культурном лидерстве, гостиная Арзамаса в Новой Третьяковке, рестарт поддержки меценатами пополнения коллекции – реализуется музеем в партнерстве с моим благотворительным фондом. Надеюсь, создание эндаумента откроет новые возможности для сохранения наследия и пополнения коллекций, поможет обеспечить долгосрочное, устойчивое развитие галереи, – сказал Владимир Потанин.

С привлечением доходов от эндаумента Эрмитаж купил картину культового немецкого художника Ансельма Кифера «Аврора».

Известно, что ранее Благотворительный фонд Владимира Потанина внес определяющий вклад (5 млн долларов) в создание эндаумента Государственного Эрмитажа. Как теперь будет распределяться внимание учредителя фонда между двумя великими музеями? На этот вопрос «Русского Мецената» Владимир Потанин ответил оптимистично:
– Вы правы, это два великих музея, причем в них работают два выдающихся музейных деятеля: Михаил Борисович Пиотровский и Зельфира Исмаиловна Трегулова. И они настолько сдержанно, скромно и взвешенно подходят к своим пожеланиям, что я могу заверить: рад буду помочь в любых их начинаниях всеми ресурсами и силами, которыми располагаю… У нас проблема эндаументов состоит в том, что пока даже в самых продвинутых учреждениях культуры или образования они не достигли того объема, который позволил бы жить музею за их счет, как в некоторых зарубежных странах. Но все-таки позволяют музею заниматься тем, на что непросто получить средства из бюджета, например, пополнением коллекций. И в этом смысле пусть небольшой, но позитивный толчок к развитию музеев эндаументы дают. Но я верю, что в какой-то момент у музеев появится возможность на средств эндаумента самим выбирать и покупать серьезные произведения искусства.

– Мы тесно сотрудничаем с Государственным Эрмитажем при создании больших музейных комплексов в регионах России. Встречаемся, созваниваемся и переписываемся с Михаилом Борисовичем иногда по несколько раз в течение недели, – уточнила Зельфира Трегулова. – Конечно, общались с коллегами из Эрмитажа и по поводу эндаумента, что тоже сыграло свою роль в принятии решения.