Житие праведницы в одном действии

Круг замкнулся: 2, 3 и 11 декабря 2018 в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской – премьера спектакля «Матрёнин двор» по одноименной повести Александра Солженицына. Именно 11 декабря исполнится 100 лет со дня рождения великого русского писателя, философа, диссидента, лауреата Нобелевской премии. Новый главный режиссер театра Леонид Алимов, уже поставивший в этом году на его сцене спектакль «Доктор Живаго» по легендарному роману Бориса Пастернака, обратился к творческому наследию другого классика отечественной литературы ХХ века.

Действие рассказа происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Повести «повезло» появиться в начале «оттепели», и Солженицына начали печатать. Сам Александр Исаевич родился в 1918 году, до войны успел окончить университет в Ростове, попал на фронт лейтенантом, воевал, был арестован после того, как в одном из писем товарищу высказал нелицеприятные слова о существующем положении вещей… Прошел ад лагерей и тюрем, возвращался домой в 1956 году с нелегким багажом – война, заключение, смертельная болезнь. Возвращался с надеждой – с чего и начинается рассказ – увидеть настоящую Русь. А приехал и увидел другой ад… И вот эта «нутряная», как пишет автор, Россия, ввергает его в бесконечную боль. Но он находит всем «свинцовым мерзостям» окружающей жизни единственную настоящую, как бы теперь сказали, «альтернативу» – жизнь и поведение Матрены Григорьевой, бессребреницы, чудачки, по сути – юродивой…

– Эта «Матренина» история настолько мне понравилась, что с годами я все больше и больше смыслов открывал в ней, – рассказывает Леонид Алимов, – все больше и больше всевозможных намеков, ссылок и прямых цитат вычитывал и считывал… Но главную для себя тему в этом тексте я определил моментально – Русская Женщина. Я убежден, что у нас в стране это самое главное богатство и единственная скрепа, которая сдерживает нас всех – наши женщины, которые выигрывают все войны, вытаскивают на себе нерадивых мужей, воздействуют на культуру и искусство, как никто и нигде. Именно в этой повести очень важные для меня темы с годами соединялись, и все больше мне хотелось про эту Женщину рассказать. Кроме того, эта повесть еще и об уникальном явлении, которое оказалось возможным только в России – страстотерпцы, святые и они же – юродивые… Это наш культурный национальный феномен, возникший на основе русского православия.

Алимов не только режиссер-постановщик, но также автор инсценировки и музыкального оформления спектакля. В главной роли – заслуженная артистка России Нелли Попова. Продолжительность спектакля – 1 ч. 50 мин. без антракта.